RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Paragone или Спор искусств. Живопись в 3D версии, 24.10.2011

Выставка работ скульптора Александра Таратынова «Живопись в 3D версии» – первый для ГМЗ «Царское Село» проект, в рамках которого в пространстве исторического ландшафта размещается концептуальная экспозиция современной скульптуры.

Композиции являются объемными версиями  известных произведений европейской живописи.

Идея трёхмерной интерпретации живописных полотен возникла в связи с желанием двух известных современных российских скульпторов  Александра Таратынова и Михаила Дронова вступить в спор о превосходстве одного искусства над другим, начатый Леонардо да Винчи и изложенный им в  разделе «Paragone» трактата «О живописи». Леонардо да Винчи, полемизируя со своим соперником в творчестве Микеланджело Буонарроти, отдавал предпочтение живописи. Несовершенство скульптуры Леонардо усматривал в том, что это самое механическое из занятий. Живопись «благороднее», потому что она менее «механична». Микеланджело, отстаивая достоинства скульптуры, считал, что скульптура – это «фонарь живописи», так как картина тем лучше, чем более она приближается к рельефу. Для художников Возрождения античная пластика служила образцами при создании живописных произведений. Развитие изобразительного искусства шло от скульптуры к живописи.

 

Почти через 500 лет после написания «Paragone», Александр Таратынов в своем проекте «Живопись в 3D версии», поддерживая точку зрения Микеланджело, предлагает игровой вариант формирования произведения от живописи к скульптуре.

Трёхмерная визуализация живописи даёт возможность зрителю увидеть картины в пространстве и в объеме, обойти вокруг, посмотреть «обратную сторону», войти внутрь произведения, ощутить себя участником действия. Произведения искусства из предмета изучения и эстетического наслаждения превращаются в интерактивный элемент городской среды. Герои знаменитых произведений выходят из плоскости холста и оказываются погруженными в актуальный контекст. Художник расширяет границы восприятия живописных произведений, вводя в них новые детали и персонажей.

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Ночной дозор», 1642 

Первым проектом объемной интерпретации живописи стал «Ночной дозор 3D», выполненный скульпторами  Михаилом Дроновым и Александром Таратыновым по знаменитой картине голландского мастера Рембрандта Харменса ван Рейна. После успеха «Ночного дозора 3D» Александр Таратынов создал в бронзе новые скульптурные композиции по шедеврам мировой живописи: «Всадник, Смерть и Дьявол» по офорту Альбрехта Дюрера, «Слепцы» по картине Питера Брейгеля Старшего, «Поцелуй» по картине Густава Климта,  «Танец» по картине Анри Матисса, «Неизвестная» по картине Ивана Крамского, «Купчиха за чаем» по картине Бориса Кустодиева, «Герцог урбинский Федериго да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца» по диптиху Пьеро делла Франческа.

 

В Екатерининском парке Царского Села вниманию посетителей представлены четыре скульптурные группы: «Ночной дозор» и «Слепцы» у павильона «Адмиралтейство», «Герцог урбинский Федериго да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца» у Готических ворот и «Рыцарь, cмерть и дьявол» у павильона Башня-руина.

 

Задействованные в экспозиции произведения дают возможность каждому зрителю принять участие в художественном эксперименте современного скульптора и вынести свой вердикт о преимуществах разных видов искусств. Выставка под открытым небом будет работать в течение ближайшего года.

← вернуться

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта