RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Состоялось театрализованное дефиле «Китайский каприз», 29.06.2015

В седьмой раз музей-заповедник «Царское Село» пригласил ведущих петербургских дизайнеров создать коллекцию для проекта «Ассоциации». Главная тема этого года – «Китайский каприз». Постановщиком проекта стал известный театральный режиссер Игорь Коняев, а сами показы впервые прошли в Александровском парке, где расположено большинство царскосельских объектов в китайском стиле.

Татьяна Парфенова, Лилия Киселенко, Елена Бадмаева, Стас Лопаткин, Янис Чамалиди с интересом погрузились в восточную тему.

– «Ассоциации» – это попытка показать, как связаны история и современность, как гармонично они взаимодействуют. Петербургские дизайнеры – участники проекта – делают это всегда эмоционально, креативно, оставляя для каждого посетителя возможность придумывать свое продолжение. Это своего рода новое художественное пространство, объединяющее два мира – музея и моды. Что касается китайщины в Царском Селе – то это благодатная тема для поэтической, творческой фантазии, потому что исторически она предполагает некую игру, иронию, причуды и затейливые интерпретации», – считает директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Завораживающим зрелищем стал показ коллекции Лилии Киселенко «Шкатулка №36,5». Между Китайскими мостиками был сооружен отливающий черным глянцем подиум-помост. В нем отражались гладь канала, небо, деревья, лучи заката. А сами модели словно парили в воздухе. Китайский колорит придавали не только одежды черно-красных тонов, веера, но и аутентичная музыка. Как объяснила директор модного дома Лилии Киселенко Ирина Селюта, старый китаец пел песню о нелегкой женской судьбе. С одной стороны подиум освещало солнце, олицетворявшее счастливую сторону жизни. Тень темной стороны напоминало о тяжелых минутах. Но закатные лучи «зажгли» красный свет и подарили всем надежду.

Лилия Киселенко: «В Китае я никогда не была. Но восточная тема – моя любимая, в том числе восточный крой, восточная технология отделки. Моя коллекция – не этнографическая вещь. Это некая фантазия или сон. Китайская шкатулка – предмет, который манит, чарует, немного пугает: потому что непонятно – что там внутри».

Поблизости, на Крестовом мосту, Стас Лопаткин языком высокой моды говорил со зрителем о любви. Его коллекция так и называлась – «Ай (Любовь)». Дизайнер убедил в том, что у китайского и русского традиционных костюмов много общего. Фантазия на тему Китая воплотилась в том числе и в многообразии тканей и отделки. Парча, органза, шелковый шифон, кружево, мерцающие под тканью пайетки, – все свидетельствовало о неразгаданных тайнах любви, утонченной и многообразной красоте.

Стас Лопаткин: «Я сделал вывод, что все древние традиции очень похожи. Изучая китайский костюм, увидел сходство с русским костюмом. Это касается и многослойности одежды, и обилия украшений, в том числе жемчуга. И головные уборы тоже похожи. И даже музыка. Надеюсь, в этом убедятся зрители, увидев мою коллекцию».

Роскошной декорацией показа коллекции Татьяны Парфеновой «Цигун» стала Центральная аллея парка и на втором плане – фасад Екатерининского дворца. Капсульная коллекция состояла из костюмов с особым кроем, не сковывающим движения. Модели – из хлопкового трикотажа с авторскими принтами, изображающими женские и мужские фигуры во время занятий китайской практикой цигун. Студентки Академии русского балета им. А.Я. Вагановой продемонстрировали, что возможности человеческого тела безграничны. Пуанты органично сочетались с китайскими мотивами в одежде, а неожиданным и красивым дополнением этого союза стала аргентинская музыка.

Татьяна Парфенова: «Коллекция «Цигун» о движении, о необъятных возможностях человеческого тела. О безграничных трансформациях моды, о свободе дыхания, о владении чувствами, выраженными в цвете и форме. О многообразии и единстве людей».

Елена Бадмаева назвала свою коллекцию «Идол китайский». В показе на фоне Китайского театра со стороны Драконова моста по режиссерской задумке были использованы тантамарески. Модели двигались по лестнице, так что «прочтение» темы оказалось динамичным и современным.

С другой стороны Китайского театра Янис Чамалиди, вдохновленный поэтическим творчеством Ли Бо, представлял коллекцию «Невеста Ян Гуйфэй». Изучив старинные символы китайской мифологии, он создал коллекцию от кутюр, в которой каждая деталь, будь то рисунок, вышивка, цветовая палитра или украшение занимают свое место. В этой коллекции много брючных костюмов-унисекс. Роскошные шелка наслаиваются друг на друга, образуя стильные современные комплекты. Сорочки, жакеты с ложными манжетами, длинные двусторонние жилеты, свободные «шаровары», пальто, в том числе и без рукавов, делают силуэт не объемным, а, наоборот, изящным и тонким. Платья обыгрывают традиционные ципао, мятый хлопок и лен природных оттенков соседствуют с драгоценными атласами сочных цветов, украшенными пышным золотым орнаментом. Есть и характерные для Дома расшитые вручную полупрозрачные вечерние наряды в пол из многослойного шифона, муслина, органзы нежнейших пыльных, жемчужных, фарфоровых тонов китайской графики. Авторские принты, так же как и вышивки, соединяют Восток и Запад. Летят по шелку журавли, предвестники счастья и долголетия. Цветы персика сулят удачу в любви, цветы граната - многочисленное потомство, цветы сливы обещают долгую молодость и неувядающую красоту. Кожа дракона оберегает от дурного глаза и любых других напастей, как и узнаваемый камуфляжный рисунок.

Янис Чамалиди: «Тема Китая буквально захлестнула меня. Где бы я ни был, обращал внимание на китайские мотивы и детали. Моя коллекция – ода женщине, красоте. Она посвящена женщине, которая ведет активный образ жизни. Сегодня она в России, завтра в Китае, послезавтра – в Индии».

Завершением «Китайского каприза» стало общее дефиле на фоне Китайского театра.

Игорь Коняев, режиссер: «В каждом новом деле меня всегда привлекает степень сложности художественной задачи. «Ассоциации в Царском Селе» – это сложный проект, поэтому он мне интересен. Опыт работы с музеем и модой у меня первый. А вообще союз музея с музыкантами, художниками, модельерами, театральными режиссёрами, артистами всегда перспективен, т.к. музей должен быть живым пространством. В тот момент, когда темой нынешних «Ассоциаций» был объявлен стиль шинуазри́, а дословно китайщина, мы поняли, что действо должно происходить в Александровском парке. Именно в нем больше всего китайских сооружений. Китайский театр меня безумно вдохновил».

В царскосельской императорской резиденции многое связано с темой Китая. Шинуазри (от фр. chinoiserie – дословно «китайщина»). С 1720-х годов в моду вошел китайский стиль не в оригинальном варианте, а в интерпретации европейских художников, получивший название «шинуазри». Стилизация китайского искусства проявлялась во всех сферах художественной деятельности – в архитектуре, интерьере, мебели, фарфоре.

В истории создания царскосельского ансамбля интерес к искусству дальнего Востока прослеживался на всем ее протяжении – от XVIII до начала ХХ века. Для оформления интерьеров стали широко использоваться изделия китайского и японского искусства (прежде всего – из фарфора и лаков), комнаты затягивались шелками, проектировались мебельные гарнитуры, в декор которых вводились мотивы шинуазри. Несмотря на многочисленные потери времен Великой Отечественной войны, к настоящему времени воссозданы Китайская голубая гостиная, Китайская гостиная Александра I, Парадная лестница в Екатерининском дворце.

При Екатерине II – в годы всеобщего увлечения англо-китайскими садами – возник замысел создать в Царском Селе целый комплекс построек в китайском стиле, который по размаху должен был превзойти все подобные затеи в других парках мира. Среди этих павильонов и малых парковых форм, в создании которых принимали участие архитекторы Василий Неелов, Антонио Ринальди, Чарльз Камерон, – Китайский театр, Скрипучая беседка, Китайская деревня, Большой и малый капризы, китайские мостики, Крестовый и Драконов мосты.

Информационные партнеры: телеканал «Санкт-Петербург», газета «Metro Санкт-Петербург», телеканал «Fashion One», газета «Аргументы и факты – Петербург», журнал «Твоя история», интернет-портал Peterburg2, информационное агентство KudaGo

Спонсоры: ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», Благотворительный фонд содействия развитию музея-заповедника «Царское Село», ЗАО «Ремстройфасад», компания «Ховард», Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg, Компания «MAC», «ОСКАР-кейтеринг», Hudozhnikova Fashion Hair School, школа стиля и макияжа «Эстетиста», промышленная группа «Ладога», «Contacto», компания «Estel».

← вернуться

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта