RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

В Лионском зале воссоздан портал из лазурита, 27.02.2017

В Лионском зале Екатерининского дворца установлен портал из лазурита; теперь он украшает одну из дверей знаменитого интерьера. Работы по его изготовлению выполнили реставраторы «Царскосельской янтарной мастерской». Воссоздание стало возможным благодаря финансовой поддержке фонда «Транссоюз» (стоимость работ  5 млн рублей).

Проект реставрации Лионского зала был подготовлен в 1983 году под руководством тогдашнего главного архитектора музея Александра Кедринского; корректировку проекта произвели в 2006–2007 годах.

Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая работа (для каменного декора требуется 3,5 тонны лазурита). Поэтому было принято решение воссоздавать отделку зала поэтапно. Воссоздание одного из порталов – первый шаг к возвращению исторического облика некогда нарядного парадного интерьера.

150 кг лазурита потребовалось для мозаичного набора; работы длились семь месяцев. Лазуритовый набор установлен на новое каменное основание обрамления южного дверного портала и карниза, ведущего в помещение, где раньше располагался Китайский зал. Кроме того, в соответствии с проектом реставрации, воссозданы и установлены на место бронзовые золоченые накладные детали. По словам мастеров, создание моделей для этих декоративных деталей оказалось наиболее сложным процессом. Особое мастерство также потребовалось для того, чтобы состыковать пластины лазурита в технике «русской мозаики».

Лионский зал – один из самых нарядных интерьеров, созданных архитектором Чарльзом Камероном – входил в число личных апартаментов Екатерины II наряду с Арабесковым и Китайским залами, Серебряным и Синим кабинетами.

Зал создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе – на золотистом сияющем фоне фазаны, павлины, лебеди в сложном переплетении гирлянд и ветвей. Лазуритовый декор Лионского зала в XVIII веке состоял из карниза, фриза, панелей в нижней части стен, опоясывающих помещение по всему периметру, наличников окон, обрамления дверей. Каменный набор был выполнен из тонких пластин байкальского лазурита, наклеенных на основу из известняка в технике, получившей впоследствии название «русская мозаика» (облицовка больших поверхностей крупных изделий тонко напиленными пластинами цветного камня, точно подогнанными друг к другу, создававшими впечатление монолита). Всего на изготовление лазуритовой отделки было израсходовано чуть больше 92 пудов камня. Двери и паркет зала «были выполнены из разноцветных заморских 12 сортов дерев… в назначенных… местах жемчужные раковины вставлены» (в декоре пола и дверей был использован перламутр).

Лазуритовая отделка стен XVIII века пережила ремонт и реконструкцию зала в середине XIX века, когда Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Архитектор Ипполит Монигетти в период с 1848 по 1861 год внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены, изменился ее цвет – вместо жёлтого появился малиновый шёлк с цветочными гирляндами (в 1866 году стены вновь обили жёлтым шёлком). Были демонтированы барельефы и живописные вставки на стенах, вместо печей установили печи-камины с мраморными фигурками путти. Также по проекту Монигетти были созданы новые предметы меблировки – гарнитур мебели и осветительной арматуры из байкальского и бадахшанского лазурита с декором золоченой бронзы. Лазуритовые части предметов были изготовлены на Петергофской гранильной фабрике; детали золоченой бронзы выполнены при посредничестве фирмы «Английский магазин» Никольса и Плинке – поставщика Императорского двора. Рамы зеркал и люстра были украшены монограммой владелицы интерьера, императрицы Марии Александровны.

Лазуритовая отделка стен была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. В данный момент из убранства зала сохранилось 25 предметов, выполненных с использованием лазурита. Паркет, похищенный из Лионского зала в годы войны, обнаружили в Берлине и в 1947 году вернули в Царское Село. Два паркетных щита выставлены в зале, остальные находятся в фондах.

В 2005 году в процессе реконструкции Зубовского флигеля восстановлено объемно-пространственное решение зала без воссоздания его декоративного убранства.

Лазурит (ляпис-лазурь) — непрозрачный минерал от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого цвета; лучшими считают камни сочно синие или сине-фиолетовые, а также насыщенно-голубые.

Название этого камня появилось в раннем Средневековье, обозначая его как «лазурный камень». Слово «лазурь» происходит от персидского лāжвард — синий камень, лазурит. В Италии его называли Lapis Lazzuli, во Франции — Pierre d’Azur. Современное название «лазурит» появилось в XVIII веке. «Ляпис-лазурью» назывались только плотные и однородно окрашенные тёмно-синие разновидности лазурита.

Лазурит добывают в Афганистане (Бадахшан), в России (Южное Прибайкалье), Аргентине, Чили, США, Мьянме, Таджикистане (Памир). Копи в Бадахшане –древнейшие; этот камень сложными путями попадал из Афганистана в Китай, Египет, Византию и Рим. Афганский лазурит из месторождения Сары-Санг был обнаружен в гробницах фараонов и при раскопках Трои.

← вернуться

Архив новостей
© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта