RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Vivat, Елисавет!, 23.12.2009



Выставка «Vivat, Елисавет!»

22 декабря 2009 года в Екатерининском дворце состоялось открытие   совместной выставки Государственного музея-заповедника «Царское Село» и Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века», посвященной 300-летнему юбилею императрицы Елизаветы Петровны.

Выставка является важным событием в культурной жизни Санкт-Петербурга, поскольку на ней представлены уникальные произведения искусства, принадлежавшие императрице и ее эпохе. Идея проведения выставки в стенах музея-заповедника объясняется той ролью, которую сыграла коронованная хозяйка в жизни Царского Села: именно с Елизаветой Петровной связано превращение небольшой загородной усадьбы в роскошную величественную резиденцию. 

Среди почти 30 экспонатов из собрания ГМЗ «Царское Село» можно увидеть такие редкие произведения, как консольные часы середины XVIII века мастера Жака Каффиери, не имеющие аналогов в других музейных собраниях, китайские фарфоровые блюда первой половины XVIII века, янтарный медальон с портретом Елизаветы Петровны, футляр для игры в шахматы и трик-трак начала XVII века, отделанный янтарем и другие раритетные предметы. Здесь же выставлены вещи, принадлежавшие императрице, выполненные с использованием драгоценных металлов, среди которых – серебряный дорожный прибор работы русских мастеров.

       

Большой интерес вызывают экспонаты из собрания Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века», впервые представленные в Санкт-Петербурге: предметы Собственного фарфорового сервиза Елизаветы Петровны (первого русского фарфорового сервиза), пакетовая табакерка, выполненная в виде конверта с надписью, пышные парадные кубки с гравированными портретами и вензелями Елизаветы, стеклянный чайник – редкий образец отечественного стеклоделия, майоликовые блюда и тарелки, которые использовались при дворе императрицы (всего более 60 предметов).

Особое место в экспозиции занимает картина неизвестного (предположительно, по рисунку М. Махаева) русского художника XVIII века «Выезд императрицы Елизаветы Петровны», изображающая переезд императрицы из Зимнего дворца в Летний дворец в Санкт-Петербурге и впервые «приехавшая» из Москвы в Царское Село.    

© Pauline de Borchgrave

Интереснейший экспонат открывшейся выставки – скульптура из бумаги, изображающая Елизавету Петровну в детально исполненном парадном облачении. Скульптура изготовлена специально для  выставки в студии талантливой бельгийской художницы Изабель де Борхграв (Isabelle de Borchgrave) и как объект современного искусства впервые демонстрируется в России на выставке «Vivat, Елисавет!», что позволяет с полной уверенностью говорить о новаторском характере экспозиции. 
Художница уже много лет занимается разработкой и изготовлением различных изделий и коллекций, выполненных из бумаги, одна из которых представлена на всемирно известной выставке «Papiers a la Mode», посвященной трехсотлетней истории моды. Коллекция впервые была выставлена во Франции в 1998 году и продолжает с успехом экспонироваться во всем мире.      

© photos d`art by Nathalie Bonnewyn

Для того, чтобы ощутить дух парадной жизни времени правления императрицы на выставке показана копия банкетного стола середины XVIII века причудливой формы, изготовленного по проекту архитектора Ф.-Б.  Растрелли.
Несмотря на то, что исторически стол располагался в одном из интерьеров Зимнего дворца, нахождение его копии в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце не нарушает концепцию выставки: подобные банкетные столы, создававшиеся специально для того или иного мероприятия, широко использовались во времена правления Елизаветы Петровны и в Царском Селе.
Присутствие копии стола на выставке  идейно обосновано не только временем создания, но и именем  автора оригинала. Заслуги Ф.-Б. Растрелли в развитии русского зодчества XVIII века, в частности, его огромный вклад в возвышение Царского Села, позволяют по праву назвать архитектора одним из символов елизаветинской эпохи, на которую приходится пик его деятельности.

На банкетном столе разместился комплекс украшений, выполненных из сахара, карамели,  мастики и сахарной пудры: показательный вариант сладкого стола «Сахарный партер», шесть «яблонь с золотыми яблоками», три «пирамиды из фруктов». Различные  композиции и фигуры из сахара и фруктов часто служили украшениями столов на императорских приемах и банкетах во времена Елизаветы Петровны.
«Сахарный партер» изготовлен по эскизу Ф.-Б. Растрелли, хранящемуся в Российском Государственном историческом архиве. В основу «пирамид из фруктов» положены эскизы XVIII века, находящиеся в Лондонской Королевской библиотеке. «Яблони с золотыми яблоками», помещенные на золотые блюдца, символизируют великолепие императорских садов и парков.

Фигуры нарядного стола были созданы латышским кондитером Алдисом Бричевсом, известным благодаря своим шоколадным и сахарным произведениям. Шоколад, карамель, марципан, сахарная пудра используются кондитером как строительный материал для создания различных фигур и моделей: чаш, мечей, макетов замков и известных памятников архитектуры. Среди его «сладких шедевров» – рояль из белого шоколада в натуральную величину, шоколадные макеты Петропавловского собора и Венской оперы. Работы Алдиса Бричевса неоднократно использовались в качестве украшений на важных мероприятиях и экспонировались на выставках.

Экспонаты из Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»

На выставке представлены предметы раннего периода деятельности Невской порцелиновой мануфактуры, основанной в 1744 году по указу Императрицы Елизаветы Петровны. С 1765 года предприятие стало называться  Императорским фарфоровым заводом.
Это предметы из двух частей первого русского фарфорового сервиза – Собственного, заказанного для личного пользования Елизаветы Петровны. Среди них – чашка с крышкой и блюдцем из чайной части сервиза, изготовленного в середине 50-х годов ХVIII века и набор посудных форм из столовой части того же сервиза 1756 – начала 1760-х годов – корзинки, блюда, тарелки, горчичница и солонка, различные ложки. Некоторая неправильность и простота форм искупаются тонкой проработкой лепных цветочных гирлянд и изысканностью  розово-фиолетовой гаммы росписи в сочетании с золоченой рокайльной сеткой.
Ранние изделия из фарфора в России в середине ХVIII века ещё очень немногочисленны и являются «представительными» подарками. Чашки украшаются изящными вензелями или изображениями путти. На тарелках и других посудных формах нередко можно встретить сцены в стиле «шинуазри», небольшие букеты цветов, птиц и зверей. Роспись в большинстве случаев не заполняет всю поверхность предметов, позволяя любоваться белизной фарфора. Рукотворность изделий этого времени ощущается особенно остро.
Интересным экспонатом является пакетовая табакерка, выполненная в виде конверта с надписью – популярный и высоко ценимый вид подарка в середине – второй половине ХVIII века.
Замечательными образцами русского стеклоделия являются пышные парадные кубки с гравированными портретами и вензелями императрицы Елизаветы Петровны и государственной атрибутикой, а также с изображением воинских атрибутов-трофеев: барабанов, знамён, штандартов, ружей и пушек, выполненные на Петербургском заводе в середине XVIII века
Сцены охоты и пейзажно-театральные сюжеты, композиционное построение которых напоминает театральную декорацию, запечатлены мастерами Петербургского стекольного завода на больших стопах.
Стеклянный чайник – редкий образец отечественного стеклоделия, появившийся в связи с модой на чай, но, скорее всего, в нём подавали холодные напитки.
На выставке представлены и изделия Можайской фабрики Мальцовых – одного из крупнейших частных стекольных предприятий России.

  
***

На выставке также представлены майоликовые блюда и тарелки, изготовленные на «Ценинной и табашной трубок фабрике» А.К. Гребенщикова, работавшей с 1724 по 1773 год.
В начале 1750-х годов здесь впервые стали изготавливать столовые сервизы, в том числе  и для  императрицы Елизаветы Петровны. Известно, что они употреблялись при дворе в постные дни и для отправки  разных блюд в качестве подарка с царского стола. Часть из них мастерски расписана кобальтом. На трех изделиях мы видим роспись «белым по белому».

Скульптурная майоликовая группа «Собака на голове вепря» повторяет немецкий оригинал и датируется, согласно марке, 1761 годом. Она выполнена на Казенном фаянсовом заводе (основан в 1752 году). Ранее «Собака на голове вепря» находилась в знаменитой коллекции А.В. Морозова.

***

«Выезд императрицы Елизаветы Петровны»
неизвестного русского художника XVΙΙΙ века
Холст, масло
109,0 см. ×155,5 см.


В усадебных описях картина упоминается как: «изображает переезд государыни Елисаветы Петровны из зимнего в летний дворец на полотне в черной раме бортики золоченые». В Кускове полотно находилось во Дворце, в покоях графа Николая Петровича.
Топографическая точность изображения позволяет проследить маршрут поезда императрицы. На дальнем плане картины виден Невский проспект от  церкви Рождества Богородицы до Аничкова дворца и одноименного ему моста с частью процессии, начало которой во главе с каретой императрицы тянется вдоль дома Шувалова. Расположение построек соответствует плану Петербурга 1753 года.
Вероятно, в основе кусковского полотна лежал рисунок, выполненный с натуры при помощи камеры-обскуры (косвенным свидетельством является выбранный художником низкий горизонт). По мнению М.А. Алексеевой это мог быть несохранившийся рисунок М. Махаева, созданный во время второго петербургского периода его творчества, уже после того, как был выпущен юбилейный альбом 1753 года с планом Петербурга и созданы виды Царского Села.
Время рисования с натуры этого вида не известно. По-видимому, он был снят летом или осенью 1756 года. К этому времени были разрушены домики гоф-интендантской конторы, заслонявшие вид «за Аничковския палаты», и образовалась перспектива вдоль Фонтанки от Летнего дворца к Аничкову.
Однако, даже если рисунок не принадлежал Махаеву, нижней границей его создания можно считать 1755 – год завершения дома Шувалова, а верхней – 1757 год, так как известно, что с этого года императрица редко выезжала по причине болезни. Вероятно, примерно в то же время была написана и картина.


Информация предоставлена ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»

Выставка открыта для посетителей в Первой и Второй антикамерах в Екатерининском дворце до 21 апреля 2010 года в часы работы дворца: с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:00). Выходные дни: вторник и последний понедельник каждого месяца.

← вернуться

Архив выставок
© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта