Перейти к основному содержанию

Палисандровая гостиная. Воссоздание интерьера

17.02.2021

Сегодня знакомим с новыми подробностями воссоздания Палисандровой гостиной Александровского дворца. Она находилась на жилой половине императрицы Александры Федоровны и изначально была задумана как «приемная гостиная» и музыкальный салон с комнатным роялем, большим количеством мебели для удобного размещения гостей.

Когда-то гостиная называлась «Голубой» и входила в число личных покоев великой княгини Марии Александровны, дочери Александра II. Для переделки устаревшего и слегка обветшавшего к 1890-м годам интерьера было решено избрать художественный «стиль З. Бинга», который после парижской Expositions Universelle 1889 года был признан новомодным явлением искусства. В 1895–1896 годах интерьер обновили по проекту архитектора Романа Мельцера – совладельца и руководителя по художественной части Товарищества «Торговый дом мебели “Ө. Мельцер”».

Созданию убранства интерьера предшествовал выбор образцов французских тканей для отделки стен, обивки мебели и портьер, которые были предоставлены императорской чете для высочайшего утверждения. Император Николай II записал в своем дневнике 24 мая 1895 года: «После завтрака выбирали материи и ковры для наших комнат в Александровском дворце».

Спустя месяц, 24 июня 1895-го, условия контракта на выполнение комплексной отделки «приемной гостиной» и поставку из Франции необходимых обивочных тканей и басонных изделий были занесены в Книгу заказов мебельно-столярной фабрики «Ө. Мельцер и Кº». 

Обновленный интерьер получил название Палисандровой гостиной: стены сверху обтянули французской материей желтоватого цвета, камин и нижнюю часть стен облицевали панелями из полированного палисандрового дерева, в интерьере разместили мебель из палисандра. Некоторые предметы гарнитура украсили интарсией из дуба. Облик гостиной завершали палисандровые двери. 

Со временем интерьер украсили многочисленные предметы, связанные с предпочтениями и интересами членов императорской семьи. На каминной полке часы в стиле модерн соседствовали с датским фарфором Королевской мануфактуры, на стенах постепенно появились современные произведения русских и зарубежных художников. Многие предметы напоминали о родине императрицы – Дармштадте и Гессенском ландграфстве, о ее юности и близких людях: «Большой пейзаж работы Брахта изображал вид родового замка ее семьи Ромрод… В широкую ширму были вставлены акварели с видами Дармштадта… и его окрестностей». Полки палисандровых панелей украсили предметы, в том числе, сделанные членами императорской семьи, а также многочисленные фотографии. 

Комната, в которой в первые годы жизни в Александровском дворце Николай II и Александра Федоровна часто проводили время в уединении, стала постоянным местом завтраков и обедов всей семьи. В Палисандровой гостиной (нередко без торжественной сервировки) императорская семья обедала с гостившими близкими родственниками и приглашенными особами.

Отделка и убранство интерьера были утрачены в годы Великой Отечественной войны. В 2002-м, в канун юбилея Санкт-Петербурга, по сохранившемуся в музее историческому образцу для Палисандровой гостиной был воссоздан ковер старинного английского плетения wilton. Технику его плетения воспроизвели на предприятии Ларри Хокансона (США), повторив в точности и сложную технологию, и цвет, и рисунок.

В 2018–2020 годах мастера воссоздали отделку Палисандровой. Работы по изготовлению деревянных панелей и облицовки камина выполнили на петербургском предприятии «Ставрос». Ткани и басонные изделия для стен и занавесей воссозданы на итальянской фабрике «Rubelli» и польском предприятии «Re Kon Art» при посредничестве «Мастерских по реставрации памятников старины “Ренессанс”» по историческим фотографиям и образцам, сохранившимся в музеях-заповедниках «Павловск» и «Царское Село». Ткань для обтяжки верхней части камина предоставила компания «Альпина». 

Сейчас специалисты «Царскосельской янтарной мастерской» воссоздают предметы мебельного гарнитура Палисандровой гостиной.