Перейти к основному содержанию
09.01.2020

Музей-заповедник «Царское Село» принял решение воссоздать картинные рамы для живописных полотен, которые будут размещены в интерьерах Александровского дворца после окончания его реставрации. При создании рам исполнители основывались на документальных свидетельствах: фотографиях и описаниях. Первыми выполнили рамы для двух картин – «Благовещение» Сюзанны Ренаты Гранич и «Мадонна с младенцем» Пауля Тумана. Оба полотна разместят в Палисандровой гостиной: в числе первых восьми жилых комнат Николая II и Александры Федоровны она откроется для посетителей летом 2020 года.

– Сейчас идет кропотливая работа по подбору и приобретению предметов фарфора, бытовых вещей, живописи – взамен тех, которые были утрачены в годы войны. Перед нами встал вопрос: во что «одевать» картины, которые будут представлены в интерьерах дворца? Какие-то рамы можно найти в антикварных магазинах, но некоторые изготавливали в XIX веке специально для картин по заказу самих художников. А, может быть, живописцы сами создавали рамы. Сказать теперь трудно, так как до нас «одежда» картин из царскосельских дворцов не дошла, – говорит хранитель фонда «Рамы» ГМЗ «Царское Село» Елена Борушко.

При воссоздании убранства Екатерининского дворца некоторые картины получили рамы XIX века, переданные из Эрмитажа в 1959-м. Но большеформатная живопись XVIII столетия не могла рассчитывать на исторические рамы. Тогда было принято решение воссоздавать картинные рамы по сохранившимся историческим фотографиям 1930-х годов, по описаниям в инвентарных книгах предвоенного времени и по литературе, где были изображения картин в рамах, в частности, в книге Александра Бенуа и путеводителе «Царское Село» Сергея Вильчковского. Благодаря такому решению была обрамлена живопись в Парадной Белой столовой, Портретном зале, Малой Белой столовой и Буфетной.

В 2019-м музей вернулся к давнему опыту. Рамы для двух картин Палисандровой гостиной изготовили специалисты мастерской «Рокайль» Павел Янколович («Благовещение») и Светлана Федорова («Мадонна с младенцем»). В воссоздании картинных рам помогли фотографии 1930-х годов из собрания музея и описания из Инвентарной книги 1939 года: там были указаны размеры, материал, техника декора. Воссозданные рамы выполнены из двух пород дерева – бука и сосны, орнамент – в технике мастичной лепки.

Палисандровую гостиную Александровского дворца оформлял Роман Мельцер в 1896–1897 годах. Основным материалом отделки архитектор выбрал палисандр – дорогую древесину, которую доставляли из-за границы. Из палисандра были сделаны высокие стенные панели с полочкой, обрамление установленного в углу камина и мебель. В первые годы жизни во дворце Николай II и Александра Фёдоровна часто проводили время именно в этом интерьере. Затем гостиная стала местом завтраков и обедов царской семьи. Сейчас в Палисандровой гостиной по историческим образцам воссозданы тканевая обивка стен, портьеры, панели и камин из палисандра, украшенный тканевой вставкой и зеркалами с фацетом.

Помимо двух воссозданных для Палисандровой гостиной рам, в 2019 году коллекция музея пополнилась семью новыми: шесть были приобретены у владельцев вместе с живописными полотнами, одна – подарена с фотографией.