Перейти к основному содержанию
30.07.2020

В последние дни музей получает много обращений по поводу Екатерининского и Александровского парков, которые открылись для посетителей 3 июля. В связи с этим считаем необходимым объяснить – почему в данный момент мы были вынуждены ввести именно такой – временный режим работы парков. Он согласован с Роспотребнадзором и в первую очередь вызван необходимостью соблюдения ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой, а также тяжёлой финансовой ситуацией музея.

1. Отмена некоторых льгот и преференций

Екатерининский и Александровский парки – это произведение искусства, шедевр ландшафтной архитектуры, памятники, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, музеи под открытым небом. Содержание парков требует огромных средств, более половины их – собственные средства музея. Поэтому плата за вход в Екатерининский парк на протяжении нескольких месяцев – соучастие в поддержании той красоты, ради которой сюда стремятся посетители.

В предыдущие годы бюджет музея формировался из федеральной составляющей (около 30 процентов) и внебюджетной составляющей – это собственные заработанные музеем средства (остальная часть). На деньги, заработанные от продажи билетов в парк, Екатерининский дворец и павильоны (внебюджетная составляющая), велись ремонтные и реставрационные работы, закупалось оборудование.

В период пандемии, когда музеи и парки были закрыты, внебюджетная составляющая наших доходов была равна нулю. Сотрудники выполняли работу дистанционно (дома). В музее оставались только те, кто контролирует температурно-влажностный режим, и служба безопасности. Музей не уволил ни одного сотрудника и в установленные сроки полностью выплачивал заработную плату всем, кто состоит в штате.

Из-за отсутствия средств музей отказался от работ на некоторых реставрируемых объектах. Мы вынуждены были отказаться от практики набора временных сотрудников на лето. Мы сократили количество постов по периметру парков и их время работы, так как каждый час их работы (а это организация, привлекаемая по договору) стоит немалых денег. 

Музей живет в режиме жесточайшей экономии. 

К сожалению, исходя из опыта уже открывшихся музеев Москвы и Крыма, можно прогнозировать: наша посещаемость, а соответственно, и доходы музея в этом году едва ли превысят 15 процентов от прошлогодних объемов. Даже сегодня, при открывшихся парках, музей работает в убыток. В условиях обязательного соблюдения санитарных норм Екатерининский дворец может принять в день в 10 раз меньше посетителей по сравнению с «докарантинными» показателями. При этом мы обязаны обеспечить сохранность особо ценного объекта культурного наследия. По предварительной оценке, стоимость эксплуатации музея-заповедника в день составляет не менее 1 млн рублей. Министерство культуры выделяет федеральные средства в прежних объемах в виде субсидий, однако они не могут покрыть все музейные нужды.

В финансово благополучные времена музей по собственной инициативе ввёл ряд льгот, тем самым сознательно уменьшив свой внебюджетный доход.

Правом бесплатного входа в Екатерининский парк для сопровождающего с детской коляской (такой льготы нет ни в одном музее-заповеднике) в 2019 году воспользовались более 40 тысяч посетителей («выпадающий доход» музея составил более 6 миллионов рублей). Парк посетили более 120 тысяч пенсионеров – они платили 40 рублей вместо 150 («выпадающий доход» музея составил более 13 млн рублей). «Выпадающий доход» от посещения объектов музея детьми до 16 лет бесплатно (эта льгота предоставляется по решению Министерства культуры) в прошлом году составил почти 57 млн рублей. Раньше музей не считал корректным даже упоминать об этих цифрах.

Но сохранение льгот, введенных по собственной инициативе, в данный момент для нас – непосильная ноша. Сейчас мы не можем обеспечить бесплатные часы работы Екатерининского парка и сохранить бесплатный вход для посетителей с детской коляской. Мы понимаем, что сегодня очень многие испытывают финансовые трудности. Обращаем внимание, что все льготы, предусмотренные федеральным законодательством, сохранены, как и большая часть льгот, установленных по инициативе музея. Цена билета в Екатерининский парк осталась прежней – 150 рублей (платный вход действует только с апреля по октябрь), а вход в Александровский парк по-прежнему бесплатный.

2. Катание на велосипедах в Александровском парке

Запрет на катание на велосипедах в Александровском парке действует уже в течение нескольких лет. Он был включён в Правила посещения музея-заповедника после многочисленных жалоб посетителей на то, что велосипедисты едут на большой скорости и представляют угрозу для гуляющих – особенно детей. Мы и сами неоднократно наблюдали велосипедистов, которые очень быстро едут по аллеям парка, не обращая внимания на прогуливающихся пешеходов. Но мы получаем также много обращений с просьбой разрешить велосипедные прогулки. Администрация музея не имеет юридического права устанавливать и взимать штрафы за превышение скорости. Поэтому наша служба безопасности может лишь взывать к совести гонщиков.

Тем не менее, сейчас мы разрабатываем специальный маршрут для велосипедистов в Александровском парке. В соответствии с ним будут минимизированы их «пересечения» с посетителями, которые предпочитают неспешные прогулки или, например, направляются в интерактивный детский центр в павильоне «Белая башня».

3. Особые льготы для жителей г. Пушкин

Предоставление бесплатного входа в Екатерининский парк для жителей Пушкина при предъявлении паспорта (об этом пишут авторы некоторых обращений) заведомо ставит посетителей в неравное положение. Как известно, регистрация в паспорте далеко не всегда совпадает с фактическим местом проживания. И многие «фактические» жители Пушкина, зарегистрированные в другом месте, были бы лишены такой возможности. Кроме того, это некорректно по отношению к жителям других районов Петербурга и всей страны. 

4. Экологическая обстановка

Состояние прудов в Екатерининском и Александровском парках давно вызывает нашу тревогу. К сожалению, музей самостоятельно не может решить эту проблему, поскольку она вызвана отсутствием источников поступления воды в водоподводящую систему парков. Прежние источники находятся за пределами нашей территории и либо уже не функционируют (Таицкий водовод), либо снабжают теперь население города Пушкин (Орловский водовод). Это проблема всего региона, и пока наши обращения в соответствующие ведомства о необходимости принятия экстренных мер не помогли исправить ситуацию.

Мы просим жителей города Пушкин понять и разделить с нами эти временные трудности, поскольку мы все делаем общее дело – сохраняем для потомков уникальный дворцово-парковый комплекс, достояние мировой культуры.