Перейти к основному содержанию
30.09.2020

Продолжаем наши «реставрационные» среды. Сегодня рассказываем о Приемной Николая II.

Александровский дворец с момента бракосочетания Николая II и Александры Фёдоровны в 1894 году и до 1917 года был домом и официальной резиденцией для семьи последнего российского императора. Уже с конца 1894-го  года в восточном флигеле дворца начались работы по отделке апартаментов для молодой императорской четы. Эта часть здания делилась коридором на две анфилады: комнаты Николая II, обращенные во двор, и комнаты Александры Фёдоровны  –  окнами в парк.

Первым помещением на половине императора была Столовая (впоследствии Приемная). Обновление этого интерьера проводилось в 1895–1896 годах по проекту архитектора Романа Мельцера. Для декора стен была предусмотрена «панель высокая вокруг комнаты с полкою с приправкою», выше панелей стены были затянуты тканью с печатным рисунком. На потолке – «плафон деревянный» с карнизом. Украшением интерьера стал угловой камин дубового дерева, отделанный темно-зеленым мрамором. Верхнюю часть двух окон архитектор декорировал квадратными кафедральными (витражными) стеклами.

В соответствии с первоначальным назначением интерьера на мебельно-столярной фабрике «Ө. Мельцер и Кº» был изготовлен гарнитур, включавший диван с двумя откидными столиками, круглый стол для чаепития, обеденную группу из стола и 24 стульев, сервировочный стол, стол «для закуски». В комплект мебели вошли ширма и каминный экран, обтянутые тканью, украшенные в верхней части зеркальными стеклами с фацетом.

Впоследствии эта комната, предшествующая Рабочему кабинету императора, стала использоваться как Приемная. Несмотря на изменение назначения интерьера, его меблировка сохранялась почти без изменений  до 1917 года. Добавились лишь отдельные предметы, придавшие помещению более деловой характер.

В отличие от многих интерьеров Александровского дворца, отделка Приемной практически не пострадала в годы Великой Отечественной войны, что существенно облегчило реставрационные работы в данном помещении. Здесь сохранились стенные и потолочные панели, камин и люстра, которая была поставлена Мельцером в 1899 году и стоила 2275 рублей. Однако мебельный гарнитур, портьеры, а также кафедральные стекла окон были утрачены.

В 1950-х годах интерьер реставрировался. В 1997 году на открывшейся выставке «Воспоминания в Александровском дворце» музейная экспозиция этого помещения была решена как Приемная. В зале находилась соответствующая мебель конца XIX – начала ХХ века из собрания музея: два стола, дубовые стулья, сундук, ковер. В Приемной экспонировались и мемориальные предметы – на своих исторических местах находилась люстра и модель памятника Петру I работы Ивана Шредера.

В процессе реставрационных работ в Приемной привели в экспозиционный вид дубовые стены и отделку потолка, ткань на стенах, паркет и камин. В процессе работ с камином обнаружилось, что сохранившийся на фризе вензель отличается от вида, зафиксированного на исторических фотографиях. Эти неточности были исправлены.

Во время реставрации полотна ткани со стен были демонтированы и отправлены в реставрационные мастерские, где была разработана методика сухой чистки ткани с ее последующей консервацией.

По сохранившимся фотографиям воссоздан встроенный диван, обитый оливковой кожей, каминная решетка и ажурная металлическая сетка каминной топки. Выполнена реставрация исторической люстры – единственного сохранившегося предмета внутреннего убранства Приемной.

В настоящее время продолжается работа над проектированием по историческим фотографиям некоторых предметов мебели: к дивану изготавливаются дубовый стол и стулья, а также  решетка-стойка для знамен; локотники дивана дополнят откидными полками-столиками. Впоследствии планируется воссоздание витражных стекол в окнах Приемной.