Перейти к основному содержанию
18.12.2020

18 декабря ушла из жизни Раиса Дементьевна Слепушкина (1928 – 2020) – художник-реставратор, человек из плеяды легендарных ленинградских мастеров, которые возрождали Екатерининский дворец и парковые павильоны из руин. Раисе Дементьевне было 92 года. Двадцать два из них, с 1956-го по 1978-й, она работала в городе Пушкине, в том числе в знаменитой бригаде Якова Казакова.

Раиса Дементьева была глубоким, энергичным, созидательным человеком. Она буквально излучала свет и озаряла пространство вокруг себя. Попадая в орбиту такого человека, хочется быть лучше.

Ее жизнь – пример беззаветного служения профессии, людям, стране. 45 лет (с 1947 по 1992 год) – срок человеческой жизни – работала в объединении «Реставратор». Можно долго перечислять объекты, к которым имела отношение Раиса Дементьевна. Это Строгановский дворец, Исаакиевский собор, Юсуповский дворец, собор Петра и Павла Петропавловской крепости, Эрмитаж, Воронцовский дворец, Инженерный замок, Таврический дворец, Русский музей, Каменноостровский дворец, Дом ученых, Гатчинский дворец, Казанский собор, Большой дворец в Петергофе. 

Ее имя навсегда вписано в летопись послевоенного восстановления Екатерининского дворца. В начале 1960-х в течение двух лет она расписывала натуральный светло-голубой шелк для декора стен Китайской Голубой гостиной. Слепушкина воссоздала рисунок, сюжеты которого не повторялись, по довоенным фотографиям. И придумала технологию росписи по шелку. По оригинальным полоскам расписной ткани, которые были найдены за зеркальной рамой гостиной (всю подлинную ткань фашисты вывезли), Раиса Дементьевна восстановила цветовое решение и воспроизвела манеру росписи. В 1962-м Раисе Слепушкиной присвоили первую категорию художника-реставратора. 

Недавно Раиса Дементьевна приезжала в Екатерининский дворец. Энергичная, улыбчивая, подтянутая, она вспоминала о своей работе в Китайской Голубой гостиной. 

– В этом интерьере я работала с черно-белыми довоенными фотографиями. К счастью, за зеркальной рамой сохранились узкие полоски оригинального шелка. С их помощью я подбирала цветовую гамму. Для росписи использовала собственный метод. Поскольку шелк садится, я каждый кусок вымочила, выгладила, намотала на палку. Отматывала кусок ткани, прижимала кирпичами. Шелк натягивался, как на пяльцах. Писала по мокрой ткани на весу. В местах, где шелк высыхал быстрее, использовала пульверизатор. Рисовала сначала на кальке в натуральную величину, а потом переносила на ткань с помощью переводной бумаги. Соединяла две краски – темперу и акварель, чтобы добиться чистого тона. Усталости не было, только из-за частой работы с лупой испортилось зрение, пришлось носить очки, – рассказывала Раиса Дементьевна.

В Картинном зале Екатерининского дворца Раиса Дементьевна реставрировала живописные холсты, расписала изразцы голландских печей в этом интерьере и Малиновой столбовой. Благодаря ее мастерству были возвращены к жизни фаянсовые колонки и роспись двери Опочивальни. В павильоне «Верхняя ванна» Слепушкина реставрировала роспись потолка, в Агатовых комнатах выполняла консервацию живописи.

Искренне скорбим в связи с уходом Раисы Дементьевны Слепушкиной. Запомним ее деятельной, обаятельной, вдохновляющей, наполненной созидательной энергией.

Прощание состоится 25 декабря в 14:00 на Северном кладбище (10-я Сосновая аллея, 17-й ряд). Отпевание у могилы.