Перейти к основному содержанию
15.01.2021

Отпевание состоится в пятницу, 22 января, в храме Смоленского кладбища в 13:00.

Сегодня не стало Георгия Эдишеровича Введенского (1954-2021) – начальника военно-исторического отдела нашего музея. Ему было шестьдесят шесть лет.

Георгий Эдишерович – музейщик и ученый, фанатично преданный своему делу и сфере научных интересов, человек пылкого темперамента. Он очень многое успел: диссертация на тему "Русский военный мундир", порядка десяти книг, множество статей в специализированных периодических изданиях. И воплощенная мечта – создание экспозиции в отреставрированной Государевой Ратной палате. Этот единственный в новейшей истории страны музей, посвященный Первой мировой войне, открылся в 2014 году. И на торжественной церемонии открытия, пожалуй, не было человека счастливее, чем Георгий Введенский. И еще: ему так шли мундиры начала прошлого века.

Чуть больше года назад мы сделали с Георгием Эдишеровичем интервью для рубрики «Человек в музее» на страницах музея в социальных сетях. И, наверное, будет правильно рассказать о его профессиональном пути его же словами.

ПРО ВОЕННУЮ ИСТОРИЮ

– Военно-исторической темой увлекся, можно сказать, с рождения. Кстати, рос я в музыкальной семье: отец – солист Малого оперного, мама пела в хоре Кировского театра. Любовь к истории привили дедушка – участник Первой мировой войны и бабушка, пережившая в Ленинграде всю блокаду. Дедушка обучал меня верховой езде и фехтованию. Он считал, что каждый молодой человек должен иметь о них представление. 

ПРО ПРОФЕССИЮ

– В 1975-м вернулся из армии, поступил на работу в Суворовский музей и одновременно на вечернее отделение исторического факультета университета. Но с музеями я был связан, кажется, всю жизнь. С шестьдесят пятого мы мальчишками часто брались за любую работу в музее артиллерии. Летом вместо пионерского лагеря устраивались подсобными рабочими – драили пушки, выполняли поручения сотрудников. 

Первой моей большой работой в Суворовском музее в 1977 году была выставка, посвященная столетию русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. Сначала эту идею отклонили. Вероятно, боялись поссориться с Турцией. Но тут музей посетила болгарская делегация и поинтересовалась – как мы готовимся к юбилею этого исторического события. И мой проект выставки немедленно получил одобрение. Хотя реализовали его не в Петербурге, а в Сыктывкаре – в Государственном музее республики Коми. 

ПРО ЦАРСКОЕ СЕЛО

– В 1993 году свою работу в музее-заповеднике «Царское Село» я начал с создания фонда «Оружие». Когда многое в стране разрушалось, мы сделали это хранилище. Тогда директор музея Иван Петрович Саутов сказал: «Мы все можем!» Действительно, в трудное время создавался фонд, реставрировались интерьеры, музей жил. 
К сожалению, до организации фонда вещи хранились слишком близко к батареям парового отопления. В результате некоторые клинки невозможно было извлечь из ножен. Приходилось каждый день смазывать их глицерином. Теперь все предметы фонда содержатся в условиях, которые обеспечивают их сохранность. 

ПРО МУЗЕЙ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

– Я задумывался о создании музея Первой мировой еще в 1970-х. Но тогда об этой войне и говорить было нельзя. Люди не признавались, что их родственники воевали на фронтах Великой войны. Срабатывала какая-то генетическая расстрельная память. 

Уже когда работал в Царском Селе, обратился к Саутову с просьбой разместить музей Великой войны в помещениях Ратной палаты, зданию требовалась серьезная реставрация. Но время еще не пришло: тогда все силы были брошены на воссоздание Янтарной комнаты. Только в 2008 году мы смогли начать работу в этом направлении. Но Ратная палата не принадлежала музею-заповеднику, ее еще предстояло получить. Здание выставили на торги. Пришлось аргументированно объяснять потенциальным покупателям – почему делать этого не нужно. Торги не состоялись, здание перешло в собственность музея. Но это было только начало. Затем была лавина звонков – всех интересовал один вопрос: «Что именно мы хотим показать в музее Первой мировой?» Я честно отвечал: «Покажем историю без прикрас». Были бесконечные согласования, споры об организации пространства и объеме мультимедийной части. 

ПРО ЭКСПОЗИЦИЮ 

– Мы пришли к решению о том, что ее основу должны составлять подлинные предметы вооружения и быта участников Первой мировой войны, документальные и фотоматериалы из собрания музея. Кроме того, музей обратился с призывом помочь в создании экспозиции. Мы получили огромный отклик. Люди приносили вещи, принадлежавшие их родственникам – участникам Великой войны. Большую помощь оказали меценаты из России и других стран – организации и частные лица. За короткое время удалось собрать более двух тысяч предметов. Поэтому «Россия в Великой войне» – поистине народный музей.

Мы навсегда запомним Георгия Эдишеровича Введенского как истинного музейщика, человека огромной созидательной энергии, горячего сердца. Приносим глубочайшие соболезнования его родным и близким.