Перейти к основному содержанию
25.01.2021

В Татьянин день мы решили рассказать о великой княжне Татьяне Николаевне (1897–1918) — второй дочери императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Ее назвали Татьяной, поскольку императору нравилась мысль, что его дочерей будут звать Ольга и Татьяна, как сестер Лариных из «Евгения Онегина». Она была ближе своей матери, чем другие сестры, но и «его величество горячо любил вторую дочь, и сестры шутили, что если надо обратиться к государю с какой-то просьбой, то Татьяна должна попросить papà, чтобы он нам это разрешил».

С детства трепетно-внимательная к характерам своих дочерей императрица отмечала внешнюю сдержанность, задумчивость и спокойствие Татьяны при сильной игре чувств и эмоций в душе. Почти при любых жизненных обстоятельствах княжна оставалась приветливой и ровной со всеми, редко ее видели плачущей или сердитой, чем-либо опечаленной. Все страсти ее живой, одухотворенной натуры бушевали только внутри нее.

«Эта была девушка вполне сложившегося характера, прямой, честной и чистой натуры, в ней отмечались исключительная склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга. Она ведала, за болезнью Матери, распорядками в доме, заботилась об Алексее Николаевиче и всегда сопровождала Государя на Его прогулках, если не было Долгорукова. Она была умная, развитая, любила хозяйничать», – вспоминал полковник Евгений Кобылинский, последний начальник охраны Николая II.

Воспитание дочерей в царской семье было строгим, с раннего детства дочерям прививали бережливость и умеренность. Во дворце девочки жили по двое, спали на жестких походных кроватях, легко укрытые, каждое утро принимали холодную ванну. Татьяна жила в комнате с Ольгой. У них была небольшая разница в возрасте и поэтому – общие игрушки и забавы, схожие интересы и вкусы, они одинаково одевались и делились друг с другом девичьими секретами. Но если Ольга во всем походила на отца, то Татьяна унаследовала материнские черты: английскую сдержанность, вдумчивость и практичность.

Царевны получили прекрасное домашнее образование, играли на рояле, хорошо танцевали, рисовали. У Татьяны проявился явный талант к рукоделию – как и ее мать, она не выпускала из рук спиц или крючка для вязания, собственноручно шила одежду и вышивала мелкие подарки для членов семьи. Больше всех остальных великая княжна уделяла внимания и времени матери – сидела у постели, когда той нездоровилось, окружала заботой и теплом.

По мнению многих придворных, Татьяна считалась самой красивой из царской семьи. Если Ольгу сравнивали с принцессой, то Татьяну – с королевой: «Такая же, видать, как царица, была Татьяна…», «Она великая княжна с головы до ног, так Она аристократична и царственна…». В своих воспоминаниях подруга ее матери Юлия Ден так описывала княжну «Очень высокая, тонкая, как тростинка, Она была наделена изящным профилем камеи и каштановыми волосами. Она была свежа, хрупка и чиста, как роза».

Цельная, волевая, готовая к помощи, Татьяна Николаевна могла бы заведовать не только распорядком в доме, но и принести пользу обществу, государству. Ее деятельный ум, энергия, щедрое сердце располагали к этому всецело. Но судьба распорядилась по-другому. В возрасте двадцати одного года Татьяна вместе со своей семьей была расстреляна в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.