Перейти к основному содержанию
30.03.2021

106 лет назад, в марте 1915 года, церкви при Дворцовом госпитале: верхняя — Скорбященская (во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте») и нижняя — Цареконстантиновская — были переданы из епархиального ведомства в Придворное, в котором и состояли вплоть до 1917 года.

Работы по постройке уникальной нижней церкви при Дворцовом госпитале начались летом 1913 года. Ее создание оказалось возможным благодаря пожертвованию 10 000 рублей петербургским православным купцом французского происхождения Яковом Роде.

По решению Строительного комитета церковь планировали возвести в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены, решив устроить ее наподобие древних «пещерных» церквей V–VI веков. Сильвио Данини и Сергей Николаевич Вильчковский получили у директора Императорского Эрмитажа графа Дмитрия Толстого разрешение ознакомиться с литературой и художественными образцами раннехристианских построек в императорской библиотеке и сделать необходимые фотографии. 

Главной особенностью пещерного храма была необычная алтарная преграда, заменившая собою иконостас. У двух мраморных столбов, в которых размещались иконы Спасителя и Божией Матери, были расположены низкие решетчатые двери. За ними, на всю ширину свода, была устроена пурпуровая завеса с вышитыми орнаментами из желтого шелка в два тона. Эскизы утвари заказали в Москве Сергею Вашкову, иконы – Николаю Емельянову.

Запрестольный крест из позолоченного металла с разноцветными камнями был вставлен в стену, над ним была изображена голова Христа. С северной части от преграды перед апсидой располагался жертвенник, с южной — паракиптик (молельня), в которой в «древности слушали литургию византийские царицы». В паракиптике стояло кресло для императрицы, вблизи апсидной арки находились кресла для императора и патриарха.

Александра Федоровна писала 21 октября 1914 года Николаю II: «Мы отправились осматривать маленький пещерный храм, находящийся под старым дворцовым госпиталем, здесь была церковь во времена Екатерины. Это было устроено в память 300-летнего юбилея. Этот храм прямо очарователен. Все в нем подобрано Вильчковским в чистейшем и древнейшем византийском стиле, отлично выдержанном. Ты должен осмотреть его. Освящение состоится в воскресенье в 10 часов, и мы поведем туда тех из наших офицеров и солдат, которые уже могут самостоятельно передвигаться. Имеются таблицы с обозначением фамилий раненых, умерших во всех наших Царскосельских лазаретах, а также офицеров, получивших Георгиевские кресты или Золотое оружие». 

Однако освящение церкви состоялось только 26 октября 1914 года. 

Накануне этого события, перед всенощной, Вильчковский вручил императрице доклад с описанием храма. Тогда же Александра Федоровна «…повелела обратить нижний храм в памятник дел милосердия, лечения и призрения раненых воинов настоящей войны и поместить на стенах доски с занесением на них имен всех прошедших через лазареты царскосельского района воинов, награжденных за боевые отличия и всех, в пределах этого района от ран скончавшихся».

В годы Первой мировой войны в саду госпиталя по проекту Данини построили острозаразный павильон, где размещалось отделение для офицеров Собственного лазарета № 3 на 30 человек, устроенного для раненых на личные средства императрицы. До ареста в феврале 1917-го в лазарете операционной сестрой работала императрица, ассистируя хирургу Вере Гедройц и лично делая перевязки. Вместе с ней работали старшие великие княжны Ольга и Татьяна.

Храм был закрыт в 1933 году. Сегодня от него практически ничего не осталось, большей частью его убранство, как и отделка интерьеров, были утрачены (сохранились лишь отдельные элементы, в частности, светильник, лампада и подсвечники, которые находятся в Музее истории религии). Храм не восстановлен.

Сейчас в госпитале находится городская больница № 38 имени Н. А. Семашко.