Перейти к основному содержанию
11.07.2021

Продолжаем рассказывать о реставрации Александровского дворца, сегодня – о воссоздании стеклянных предметов и элементов декора для его интерьеров.

Специалисты мастерской «Студия Южаковой» выполнили сложную и кропотливую работу со стеклом на всех осветительных приборах, занявших свое место в залах. Это – восполнение синего надцвета на гранях плафона из Мавританской, реставрация хрустальных подвесок, обелисков и воссоздание утраченных кобальтовых балясин на «екатерининских» люстрах, реставрация трещины на колбе XVIII века фонаря большой Библиотеки, а также восполнение утраченной бахромы из желтого бисера на люстре в Приемной Николая II.

Интерьеры Александровского дворца украшали изделия и предметы из стекла – большие зеркала, роскошные люстры, жирандоли и бра, а также вазы и стеклянные колпаки для часов. Прежде всего, это были предметы XVIII–XIX веков сложной выделки, демонстрировавшие технические достижения русского (Назинские стекольные заводы, Ирбитский стекольный завод) и зарубежного стекольного производств. 

Покои Николая II и Александры Федоровны с 1895 года постепенно наполнялись предметами, созданными на русских и зарубежных предприятиях. По высочайшим заказам для интерьеров Александровского дворца изготавливали предметы петербургские императорские фарфоровый и стеклянный заводы, фабрика зеркальных, оконных стекол и фотографических пластинок. В интерьерах были представлены вазы и другие предметы стекольных фабриках Силезии, французских стеклоделов Эмиля Галле (Нанси), братьев Дом. 

В период отделки интерьеров императорской половины в восточном флигеле Александровского дворца архитектор Роман Мельцер продолжил традицию применения лучших современных стеклянных изделий, оформив фрамуги окон Приемной и Парадного кабинета Николая II кафедральными стеклами. 

Для осветительных приборов Парадного кабинета императора были использованы 25 плафонов из цветного стекла, так называемые «тюльпаны» в стили Луиса Тиффани. 

По замыслу архитектора Мельцера пространство новых больших императорских кабинетов объединили антресолями. В Кленовой гостиной императрицы Александры Федоровны архитектор устроил антресоль наподобие балкона, боковые ограждения которого в верхней части украсил декоративным остеклением стилизованного растительного орнамента. По проекту Мельцера изготовили и электрифицировали витражную раму каминного зеркала антресоли; внизу, у дверей кабинета, находилась высокая ширма, также декорированная витражными стеклами. Эти изысканные декоративные стеклянные элементы Кленовой гостиной не сохранились. Музей принял решение о необходимости их точного воссоздания на основе проектной документации, разработанной архитектурным бюро «Студия 44», подготовленной по фотографиям 1904–1930-х годов. Воссоздание декоративных стекол с фацетом и витражной рамы каминного зеркала выполнили в 2020 году мастера «Студии Южаковой». Отсутствие исторических фрагментов и четких фотографий осложнило работу: потребовалось исследовать аналоги – цветные стекла эпохи модерн. Наталия Южакова подобрала и использовала идентичные по текстуре и окраске стекла. Поскольку витражная рама была выпуклой, вырезанные по шаблонам элементы из пластов витражных стекол нагревались в печи и выгибались до нужной конфигурации. Оловянную оправу при изготовлении сверяли с предварительно изготовленным шаблоном. Работы по изготовлению оправы выполнил мастер Валерий Матросов.

В этой же мастерской были изготовлены зеркала сложной конфигурации с фацетом для Палисандровой гостиной и Сиреневого кабинета императрицы Александры Федоровны, а также стеклянная ваза люстры Сиреневого кабинета – любимого Лилового будуара, как его чаще называли владельцы. 

Люстра на двенадцать свечей из исторической коллекции музея была изготовлена в 1858 году на фабрике известного петербургского бронзовщика Феликса Шопена и первоначально находилась в комнатах императрицы Марии Александровны в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Особым украшением этого осветительного прибора была центральная ваза в форме кувшина из цветного стекла (утрачена в годы войны) с бронзовой ажурной крышкой (сохранилась). При воссоздании стеклянной детали с формой и размером вазы затруднений не возникло – она отчетливо просматривалась на архивных черно-белых фотографиях, а с цветом стекла, обозначенного в описях как «лиловый», пришлось сложнее. В ходе обсуждений был утвержден розовато-лиловый оттенок, соответствующий цвету обивки стен и мебельного гарнитура Сиреневого кабинета, благодаря чему люстра органично вписалась в ансамбль этого интерьера. 

В процессе работ над воссозданием вазы для люстры специалисты предприняли несколько попыток выдувания стеклянной детали. Не сразу удавалось попасть в нужный оттенок цвета и его насыщенность, поскольку оксид марганца, используемый в качестве красителя, может изменять свой цвет при высоких температурах, что, в свою очередь, влияет на цвет готового изделия. Кроме того, основание и горловина вазы должны плотно прилегать к смежным деталям люстры – нижней бронзовой розетке и ажурной крышке с учетом того, что нижнюю часть вазы облегают шесть держателей из золоченой бронзы в виде узких лиственных побегов. Поэтому при изготовлении люстр мастера-бронзовщики, как правило, сначала приобретали готовые выдувные детали из стекла нужного размера, формы и цвета, а затем под них выполняли отливку из бронзы – настолько порою непредсказуемым был и остается стеклодувный процесс.

Стеклянные предметы и элементы декора, о которых мы рассказали, посетители увидят в личных апартаментах Николая II и Александры Федоровны, когда они откроются после реставрации.