Перейти к основному содержанию
12.01.2022

Впервые за сто с лишним лет аромат цветущей сирени вновь наполнил интерьеры Александровского дворца – музей-заповедник «Царское Село» возродил традицию, существовавшую в семье последнего российского императора. При Николае II и Александре Федоровне здесь круглый год находились живые цветы; некоторое время цветы оставались в интерьерах и в начале 1917 года, когда императорское семейство находилось в своем доме под арестом. Поскольку «заключенным роскошь не полагалась», цветы вскоре из комнат убрали. В январе 2022-го сирень вернулась в Сиреневый кабинет и Кленовую гостиную.

Для этого в оранжереях музея, как и в начале прошлого века, применили выгонку – прием, с помощью которого растения выходят из состояния покоя, а затем зацветают в несвойственное время. В оранжерейном комплексе кусты высадили в ящики, а готовить к пробуждению сирень начали в декабре, в том числе с помощью дополнительного света. Интерьеры Александровского дворца украсили исторические сорта, среди них – знаменитая белая «Мадам Лемуан»: первая в мире махровая сирень, которая значилась в списках заказов царскосельских садовников. Именно с этого сорта начался культ сирени. 

Императрица Александра Федоровна любила цветы – комнаты на ее личной половине были убраны живыми цветами круглый год. Цветочная тематика присутствовала и в обивке стен, мебели, лепных рельефах на стенах и потолках. Особенно императрица любила сирень. Неслучайно в ее Сиреневом кабинете мебель и стены были декорированы шелком сиреневых оттенков, императрица предпочитала сиреневые тона в одежде, а духи с ароматом сирени.

Сирень во дворце была повсюду: срезанные ветви в вазе на столике у окна и кусты в жардиньерке у кушетки в Сиреневом кабинете; великолепные сиреневые композиции украшали Палисандровую и Кленовую гостиные. В своих воспоминаниях фрейлина императрицы Анна Вырубова писала: «Большую часть дня Императрица проводила в своем кабинете, с бледно-лиловой мебелью и такого же цвета стенами (любимый цвет Государыни)… Комната эта была полна цветов, кустов цветущей сирени или розанов, и в вазочках стояли цветы».

Сирень занимала и занимает совершенно особое место и в парках Царского Села: в конце весны – начале лета они буквально утопают в цветущей сирени. Впервые кусты сирени появились здесь в XVIII веке. Одно из первых упоминаний сирени в царскосельской резиденции встречается в 1740-е годы – в сохранившейся описи растений, произраставших в царскосельских оранжереях, составленной в 1748 году, указана «серинга италика в горшках – 3 шт.».

При императрице Елизавете Петровне в парках постоянно сажали сирень. При Екатерине II царскосельские парки и оранжереи пополнились новыми видами растений, цветов и кустарников, в том числе – новыми сортами сирени. При Александре I в 1817 году по указанию архитектора Адама Менеласа садовник Федор Лямин посадил сирень перед Александровским дворцом; она росла здесь на протяжении ста лет. В середине XIX века в царскосельской резиденции высадили Сиреневую аллею, протянувшуюся от Розовой караулки до Крестового канала. Кусты для посадки, как и прежде, приобрели в немецком городе Любеке.

В XIX веке появилось множество новых сортов сирени с разнообразной окраской: белого, розово-лилового, пурпурного и розового оттенков. Богатая коллекция формируется в конце века в маленькой семейной фирме Лемуанов из французского города Нанси. Основал ее Виктор Лемуан – мастер селекции декоративных растений. Он не был поставщиком российского императорского Двора, однако его сорта приобретались, в том числе, для Царского Села, среди них – «Мадам Антуан Бюхнер» (махровая сирень с темно-розовыми бутонами, крупными, ароматными цветками от мальвово-розовых до нежно-беловато-розовых), «Мадам Лемуан» (сирень с белыми, крупными, махровыми ароматными цветками).

Напомним, что первые 13 интерьеров Александровского дворца – личные комнаты Николая II и Александры Федоровны – открылись после реставрации в августе 2021 года. За полгода их посетили почти 50 тысяч человек. В декабре в Палисандровой гостиной установили живую елку и украсили ее игрушками начала XX века из коллекции музея.