Перейти к основному содержанию
14.08.2022

105 лет назад – 14 августа (1 августа по старому стилю) 1917 года – в 6 часов 10 минут утра из Царского Села на восток вышел поезд. В спальном вагоне международного класса разместились семья бывшего императора Николая II, а ныне «гражданина Романова», и часть свиты, в остальных восьми вагонах – прислуга и охрана из гвардейских стрелков 1-го полка. Вскоре по этому же маршруту ушёл состав сопровождения, в десяти вагонах которого находились остальная часть свиты и прислуги, а также охрана из солдат 2-го и 4-го полков. В общей сложности в обоих составах, кроме Романовых, расположились 45 приближенных царской семье, 330 солдат и 6 офицеров караула.

Вся операция по перевозке царя находилась под личным контролем председателя Временного правительства Александра Керенского, который собственноручно написал по этому поводу специальную инструкцию. Из его слов: «...1 августа Император и его семья уезжали в Тобольск по моему личному решению и с согласия Временного Правительства. Ни советы, ни кто-либо другой не были осведомлены, они узнали об отъезде после совершившегося факта».

Они очень надеялись, что их повезут в солнечную Ливадию. Но когда 29 июля было велено собрать теплую одежду и запас продовольствия на пять суток, стало понятно – впереди Сибирь. «Проплакала всё утро. Их увезли!.. Выяснилось окончательно: их везут в Тобольск... Никому, даже Государю, не сообщили, куда их везут», – записала 1 августа в своем дневнике обер-гофмейстерина княгиня Елизавета Нарышкина.

Последние день и ночь проходили тяжело и грустно. Семью переполняла горечь разлуки с людьми, любимым домом и всей прошлой жизнью. Укладывали вещи: иконы, книги, альбомы, одежду, кое-что из мебели, посуду, белье и многое другое.

30 июля был день рождения Алексея. Ему исполнилось 13 лет. Его отец записал в дневнике: «Да даст ему Господь здоровье, терпение, крепость духа и тела в нынешние тяжелые времена!»

Наставник цесаревича Пьер Жильяр в последний раз повел детей по Александровскому дворцу и долго водил их по парку, где они провели столько времени в играх.

Запись из дневника Николая II: «31 июля… Последний день нашего пребывания в Царском Селе. Погода стояла чудная… После обеда ждали назначения часа отъезда, который все время откладывался... Секрет о нашем отъезде соблюдался до того, что и моторы и поезд были заказаны после назначенного часа отъезда... Сели в наши два мотора и поехали к Александровской станции… Покинули Царское Село в 6.10 утра».

Для конспирации поезд бывшего императора шел под американским флагом. Вагон, где разместилась царская семья, был отмечен надписью: «Американская миссия Красного Креста».

В Тобольск узники прибыли только 6 августа вечером. Там время тянулось невероятно медленно. И все же в Тобольске по сравнению с Царским Селом было спокойно, но, как пишет следователь Соколов, это «…было сибирское спокойствие». Александра Федоровна продолжала учить детей, читала, вышивала. Женщины царской семьи связали теплую шерстяную одежду к Рождеству и подарили каждому из домочадцев. По воскресным вечерам устраивались небольшие театральные представления. Старались не терять присутствия духа: занимались, читали и ещё разыгрывали небольшие водевили.

К маю 1918 года царская семья была перевезена в Екатеринбург и заключена под стражу в «Доме особого назначения», как стали именовать большевики дом инженера Ипатьева. Там, в ночь с 16 на 17 июля, царственные узники были расстреляны. До самого конца они остались вместе.

Из дневника Александры Федоровны: «Наша любовь друг ко другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает настолько сильной, как в дни страдания и горя, когда раскрываются все скрытые до этого богатства души».