Перейти к основному содержанию
13.09.2023

Четыре предмета XIX века передали в дар музею-заповеднику «Царское Село» супруги Ольга и Александр Борисовы, которые являются членами Клуба друзей музея. Это шкатулка с живописным изображением на крышке сцены «Петр (Великий) в бурю на Ладожском озере» и три вазы из голубой яшмовой массы с многофигурными композициями на тему греческой мифологии. Предметы дарители приобрели специально для музея.

Сохранившееся на шкатулке клеймо свидетельствует о том, что она была изготовлена в селе Осташково Московской губернии на фабрике Василия Осиповича Вишнякова в 1880-е годы.

Русское национальное лаковое искусство берет свое начало в XVIII веке. На рубеже XVIII‒XIX веков в России формируется несколько центров лакового искусства. Широкое развитие и расцвет русское лаковое искусство получило в XIX веке, когда появились и работали лакировальные фабрики Петра Васильевича Лукутина, его сына Александра и внука Николая; семьи Вишняковых – в первую очередь Филиппа Вишнякова и его сына Осипа.

Сюжет, воспроизведенный на крышке шкатулки, основан на реальных событиях. На парусном судне, построенном на верфи в Лодейном Поле, Петр I вышел в открытую Ладогу, но, не дойдя до устья реки Свирь, корабль сел на мель. Пересев на рыбацкий баркас, император решил достигнуть берега, но попал в бурю. Лишь благодаря его умению управлять лодкой, удалось избежать гибели людей в шторм.

Этот сюжет был популярным в России и получил отображение в различных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В 1812 году французский исторический живописец Карл Штейбен (1788‒1856) написал картину на эту тему. Впоследствии композицию Штейбена часто копировали другие мастера, использовали для создания гравюр, гобеленов, часов и других произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Непосредственный источник композиции на крышке шкатулки – картина Александра Коцебу «Подвиг Петра I во время бури» (1832), представляющая собой немного измененную уменьшенную копию полотна Штейбена. Мастер, расписавший шкатулку, немного изменил и упростил композицию, слегка изменил ракурсы и лица персонажей, цвета одежд Петра и рыбаков, отдельные детали, рисунок волн и облаков, положение судна, не изобразил птиц.

– Подаренная музею шкатулка имеет большие размеры, что не очень характерно для лаковых изделий фабрики Вишняковых. Сюжет живописной композиции на крышке редко встречается среди произведений с лаковой росписью. Вероятно создание шкатулки было приурочено к 160-летию смерти императора, – говорит хранитель музейной коллекции «Быт» Елена Калугина.

На оборотной стороне крышки шкатулки – золотистый штамп с изображением под короной с лентой медалей трех выставок: Московской политехнической 1872 года с двуглавым орлом и надписью сверху БОЛЬШ. ЗОЛОТ. МЕДАЛЬ; Всероссийской мануфактурной в Санкт-Петербурге 1870 года с профилем Александра II и Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года с профилем Александра III.

Из трех подаренных ваз с многофигурными композициями на тему греческой мифологии две составляют пару. Сосуды выполнены из голубой яшмовой массы с белым рельефным декором в технике «пат-сюр-пат». Предметы были изготовлены на немецком заводе «Виллерой и Бох» (Villeroy&Boch).

Сюжет на парных вазах в форме амфор посвящен Троянской войне. Аналогичные предметы находятся в Музее искусства керамики (АМОСА, Калифорния).

Подпись «JStahl 97» позволяет связать создание сосудов с именем  Жана-Батиста Шталя (1869–1932),  изобретателя фанолитов – фарфоровой массы, сочетающей в себе преимущества каменной (яшмовой) керамики и техники «пат-сюр-пат», впервые разработанные Дж. Веджвудом в 1770-х годах.

– На преемственность ваз к изделиям английского мастера указывают также «классический» голубой цвет массы и белый декор.  Цифры «97» дают возможность датировать парные вазы 1897 годом.  Фарфоровые рельефы на изделиях Шталя принесли ему золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, – объясняет хранитель коллекции  «Фарфор» Елена Еремеева.

Все подаренные предметы обладают высокими художественными качествами и станут выразительным дополнением музейных коллекций ГМЗ «Царское Село».

Во время посещения данного сайта, ГМЗ "Царское Село" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.