Перейти к основному содержанию

Лансере Наталья Николаевна
старший научный сотрудник, хранитель коллекции скульптуры

 

ИСТОРИЯ ОДНОГО ОШИБОЧНОГО РЕШЕНИЯ ИЛИ
СЛОЖНАЯ СУДЬБА ГАЛЬВАНИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ЕКАТЕРИНИНСКОГО ПАРКА

 

В настоящее время на территории Екатерининского парка можно видеть историческую коллекцию скульптуры, включающую в себя мраморные, бронзовые и гальванические статуи. Ее ядром, несомненно, является известное собрание мраморной пластики, изготовленной для украшения русских садов и парков в начале XVIII в. по заказу Петра I в Венеции — изображения мифологических персонажей и аллегорий, вошедших в русскую культуру вместе с петровскими реформами и ставших своеобразными символами Нового времени. Изображения античных богов служили не только эстетическим, но и воспитательным целям. Часть этих статуй в 1743 г. была перевезена в Царское Село[1].

Наш разговор пойдет о гальванической пластике 1850-х гг. работы мастера И. А. Гамбургера (Johann August Hamburger; 1800–1869), произведения которого являются одними из первых образцов такого рода художественной продукции[2].

Получив опыт интересующей его деятельности в лаборатории физика-изобретателя Б. С. Якоби, Гамбургер в 1839–1841 гг. создал собственную школу воспроизведения скульптуры в металле, внесшую большой вклад в технику репродуцирования предметов искусства методом гальванопластики и сыгравшую огромную роль в развитии декоративной, монументальной и станковой скульптуры первой половины XIX в. Изделия мастерской Гамбургера можно считать примером полупромышленного изготовления скульптуры в середине XIX в.

Благодаря тому, что достижения Гамбургера были замечены Николаем I и поддержаны Академией художеств, он в 1842 г. получил ссуду в 10 тыс. руб. на устройство гальванопластического заведения[3]. Это позволило мастеру расширить свою мастерскую, брать большие заказы и выполнять модели сложных форм и значительных размеров. В 1847 г. Николай I отдал распоряжение «…для поддержания полезного заведения Гамбургера делать сему последнему по определенным ценам постепенные заказы гальванопластического изготовления древних статуй, коих гипсовые снимки находятся в Академии художеств»[4] (заметим, что все статуи для копирования император отбирал лично). В течение 1847–1855 гг. в мастерской было изготовлено около 30 копий античных статуй[5]. Из них, как свидетельствуют архивные материалы, 4 ноября 1859 г. «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: 26 гальванопластических статуй, изготовленных художником Гамбургером и хранящихся ныне в Музее Императорской Академии Художеств, перевести в Царское Село, для помещения в Камероновой колоннаде на временных деревянных педесталах, по указанию архитектора Штакеншнейдера». И добавил: «Допустить Гамбургера к установке означенных статуй»[6]. В связи с перемещением скульптур в загородную царскую резиденцию, в этом же году Академией художеств был составлен «список произведенным художником Гамбургером гальванопластическим способом… статуям»[7].

Размещение присланной скульптуры неоднократно менялось, но ни одна статуя не была помещена в Камеронову галерею. Из доклада главноуправляющего Царскосельским дворцовым правлением генерала Я. В. Захаржевского, поданного в июне 1860 г., узнаем, что «26 гальванических статуй установлены на месте в здешнем саду в надлежащем порядке»[8]. Ниже приводится список с перечнем скульптуры и ее местоположения в парке. Вот как она распределялась. Восемь статуй («Диана Люциферская», «Антиной», «Дискобол греческий», «Данаида», «Фавн с тарелками», «Гладиатор, оскабливающий жир», «Флора», «Пляшущая вакханка») были установлены на гранитных тумбах парапета террасы Руски, «Венера с Амуром» – внизу под террасой, статуя «Нерва Император» — перед пристанью на лугу, «Греческий боец» и «Дискобол в действии» — на гранитной пристани у Грота. Остальным статуям отвели места в регулярной части парка. На Полулунном пруду стоял «император Коммод», на аллее, идущей от Грота, — «Группа двух борцов» и «Аполлон Бельведерский». У павильона «Грот» числилось четыре гальванопластических скульптуры: «Атлет», «Воспитание силеном Бахуса», «Умирающий спартанец», «Падающий гладиатор». Шесть статуй — «Венера убирающая волосы», «Меркурий», «Апполино», «Фавн с козленком», «Венера Медичи», «Венера Таврическая» — были поставлены в нишах фасада павильона Концертный зал, «Группа собак» — в Собственном садике.

Позднее, в описях Царскосельской художественной комиссии под председательством Г. К. Лукомского (1918) названия нескольких произведений были уточнены. Статуя Коммода стала «Тезеем», «Греческий боец» — «Боргезским бойцом», «Дискобол в действии» признан копией «Дискобола» скульптора Мирона, «Гладиатор, оскабливающий жир» — «Апоксиоменом». Все гальванопластические статуи первоначально установили на временных деревянных пьедесталах, которые впоследствии заменили на пьедесталы красного гранита.

В 1860 г. Строительная контора министерства Императорского двора заключила с поверенным купчихи Чернягиной почетным гражданином Лихачевым контракт на сумму 1,6 тыс. руб. серебром на изготовление «11 гранитных чисто-полированных натуральным глянцем пьедесталов <…> из красного финляндского гранита без малейших трещин и лощин, каждый из одного куска или из двух кусков, т. е. куба, или верхней части, и плинта или нижней части, укрепленных железными пиронами»[9]. «Закончить работы Лихачев обязался в начале апреля 1861 г.»[10], но выполнил их с двухмесячной задержкой.

17 июня 1861 г. готовые гранитные пьедесталы осмотрели архитектор И. А. Монигетти и каменных дел мастер О. А. Торичелли, написавшие в своем рапорте, что они «оказались не совсем чистой ковки, при том замастиченные плоскости и в особенности углы теперь уже отвалились; самая же полировка гранита восковая, а не натуральная»[11]. К 7 октября пьедесталы были «в числе 11-ти штук <…> совершенно исправлены и вновь кантованы и полированы»[12], что позволило им занять свое место в Екатерининском парке.

Надо сказать, что недолгое время удалось современникам любоваться коллекцией Гамбургера, привезенной в Царское Село. В силу легкости гальванопластических шедевров, к тому же не закрепленных на пьедесталах, был слишком велик соблазн хищений, кои в императорском Царскосельском парке время от времени происходили. Безусловно, похитителей привлекали не сами шедевры, а ценный металл, из которого их изготавливали.

Так, в ночь на 26 сентября 1861 г. была украдена «Группа двух борцов», а 18 октября 1862 г. бесследно исчезли «Фавн с тарелками» и «Флора»[13]. На опустевшие места террасы, нарушив сложившуюся композицию Концертного зала, переставили статуи «Венера убирающая волосы» и «Меркурий».

Постоянные кражи парковых шедевров требовали принятия незамедлительных мер. Для сохранения гальванопластической коллекции годились все средства. В 1863 г. по распоряжению генерала Захаржевского в полые гальванопластические скульптуры был залит цемент с железными опилками. Все обстоятельства принятого решения становятся ясны из рапорта архитектора А. Ф. Видова начальнику Дворцового правления Г. Ф. Гогелю от 20 мая 1876 г.: «…вследствие первых двух краж Генерал от Артиллерии Захаржевский, имея в виду, что все статуи очень тонки и по легкости очень удобно снимать их с пьедесталов, распорядился налить оныя портландским цементом, железными опилками, что и было поручено исполнить, предложившему этот способ каменных дел мастеру Торричелли, для этой цели в начале 1863 г. было куплено с Сестрорецкого Оружейного завода 150 пудов железных опилок, все статуи были сняты с пьедесталов, перевезены на Запасный двор и под наблюдением и по указанию Торричелли 15 штук наполнены были вышесказанным раствором»[14].

Однако, несмотря на принятые меры, по прошествии пяти лет, в ночь с 13 на 14 января 1868 г. с парапета террасы Руски были украдены статуи «Венера убирающая волосы» и «Меркурий». Пришлось переместить туда от Концертного зала остававшиеся четыре статуи — «Аполлино», «Фавн с козленком», «Венера Медичи» (ныне «Венера Медицейская»), «Венера Таврическая», так как оставлять только две статуи было совершенно бессмысленно. Композиция же террасы Руски вполне позволяла разместить десять статуй вместо первоначальных восьми.

Казавшийся спасительным новый способ не только не предотвратил дальнейшую пропажу скульптуры, но и повлек за собой печальные последствия, грозящие уже всей гальванопластической коллекции Екатерининского парка. К маю 1876 г. состояние всей скульптуры потребовало немедленной реставрации, о чем пишет в своем обращении к генерал-адъютанту Гогелю, архитектор Видов: «…фигуры правда стали тяжелыми, но в то же время по своей тонкости не выдерживая налитой внутрь их тяжелой массы и атмосферного действия в продолжении 15 лет на железныя опилка и цемент, начали портиться, и в настоящее время большая часть их полопалась, а у многих мелкия части совсем отвалились»[15].

Для починки статуй был вызван из Санкт-Петербурга бронзовых дел мастер И. Ф. Бец. После тщательного осмотра повреждений он заключил: «…налитый внутрь цемент с железными опилками по возможности извлечь вон, а недостоющия гальванопластическия части добавить»[16]. В результате реставрационных работ (оценены в 2 тыс. руб.), ведшихся с зимы по май 1877 г., все гальванопластические статуи вернулись в парк, и ныне царскосельский садово-парковый ансамбль без их чарующих силуэтов немыслим.

Из 26 гальванопластических статуй, изготовленных Гамбургером, до нас дошли всего 20 (см. Приложение).

Все статуи, как и прочее парковое наследие, реставраторы и научные сотрудники ГМЗ «Царское Село» всемерно оберегают: опираясь на опыт предшественников, учась на ошибках прошлого, мы сохраняем будущее.

 

Приложение:

Список гальванопластической скульптуры

 

 

Наименование статуй

Местонахождение статуй в 1860-е гг.

Современная атрибуция

Местонахождение статуй сегодня

1.

Диана Люциферская

Терраса Руски

Артемида. 1850. Гальванокопия с античного оригинала III в. до н. э.

Терраса Руски

2.

Антиной

Терраса Руски

Антиной. 1851. Гальванокопия с античного оригинала II в. до н. э.

Терраса Руски

3.

Дискобол греческий

Терраса Руски

Дискобол стоящий. 1848. Гальванокопия с оригинала Алкамена

Терраса Руски

4.

Данаида

Терраса Руски

Данаида. 1852. Гальванокопия с античного оригинала III в. до н. э.

Терраса Руски

5.

Фавн с тарелками

Терраса Руски

 

Похищена в октябре 1862 г.

6.

Гладиатор, оскабливающий жир

Терраса Руски

Апоксиомен. 1852. Гальванокопия с оригинала Лисиппа

Терраса Руски

7.

Флора

Терраса Руски

 

Похищена в октябре 1862 г.

8.

Пляшущая вакханка

Терраса Руски

Танцовщица. 1850. Гальванокопия с античного оригинала III–II вв. до н. э.

Терраса Руски

9.

Венера с Амуром

Под террасой Руски

Венера с Амуром. 1851. Гальванокопия с античного оригинала IV–III до

н. э.

Под Террасой Руски

10.

Нерва Император

Перед пристанью на лугу

Император Нерва. 1852. Гальванокопия с античного оригинала конца I в.

Перед пристанью на лугу

11.

Греческий боец

На большой гранитной пристани

Боргезский боец. 1853. Гальванокопия с оригинала Агасия

На гранитной пристани

12.

Дискобол в действии

На большой гранитной пристани

Дискобол. 1848. Гальванокопия с оригинала Мирона

На гранитной пристани

13.

Император Коммод

На круглом пруду

Атрей. 1849

Статуя утрачена в годы Великой Отечественной войны

14.

Группа двух борцов

На аллее от Грота

 

Похищена в сентябре 1861 г.

15.

Аполлон Бельведерский

На аллее от Грота

Аполлон Бельведерский. 1854

Рамповая аллея

16.

Атлет

У павильона «Грот»

Римский оратор. 1850-е. Гальванокопия с античного оригинала

Рамповая аллея

17.

Воспитание Силеном Бахуса

У павильона «Грот»

Силен с ребенком Дионисом. 1850-е.

Рамповая аллея

18.

Умирающий спартанец

У павильона «Грот»

Умирающий галл. 1853. Гальванокопия с оригинала Эпигона

У павильона «Грот» со стороны Большого пруда

19.

Падающий гладиатор

У павильона «Грот»

Гладиатор. 1853. Гальванокопия с античного оригинала III в.

У павильона «Грот» со стороны Большого пруда

20.

Венера, убирающая волосы

В наружных нишах Концертного зала

 

Похищена в январе 1868 г.

21.

Меркурий

В наружных нишах Концертного зала

 

Похищена в январе 1868 г.

22.

Аполлино

В наружных нишах Концертного зала

Аполлино. 1853. Гальванокопия с античного оригинала IV в. до н. э.

Фонды скульптуры

23.

Фавн с козленком

В наружных нишах Концертного зала

Фавн с козленком. 1853. Гальванокопия с античного оригинала IV–III до н. э.

Терраса Руски

24.

Венера Медичи

В наружных нишах Концертного зала

Венера Медицейская. 1853. Гальванокопия с оригинала Тимарха и Кефисодота Младшего

Терраса Руски

25.

Венера Таврическая

В наружных нишах Концертного зала

Венера Таврическая. 1853. Гальванокопия с античного оригинала III в. до н. э.

Терраса Руски

26.

Группа собак

Во Фрейлинском садике или Нижнем собственном садике у Камероновой колоннады

Монито. 1850-е. Гальванокопия с ватиканской группы «Собака Монито»

Екатерининский дворец. Цокольный этаж

 

 


[1] Степаненко И. Г. Венецианская декоративная скульптура первой четверти XVIII века. ГМЗ «Царское Село». СПб., 2015.

[2] Гальванопластика — техника электрического осаждения металла на поверхности предметов с целью получения точных копий. Гальваническая скульптура обычно выполняется из меди, содержащейся в растворе медного купороса и отлагающейся тонким слоем на поверхности копируемой статуи, образуя легкие пустотелые формы.

[3] РГИА. Ф. 560. Оп. 5. Д. 155. Л. 4.

[4] РГИА. Ф. 515. Оп. 3. Д. 187. Л. 40.

[5] РГИА. Ф. 515. Оп. 3. Д. 187. Л. 18, 18 об., 24, 36.

[6] РГИА. Ф. 487. Оп. 6. Д. 2531. Л. 1.

[7] РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Д. 120. Л. 1.

[8] РГИА. Ф. 487. Оп. 6. Д. 2531. Л. 1, 5.

[9] РГИА. Ф. 487. Д. 2534. Л. 8.

[10] РГИА. Ф. 487. Д. 2534. Л. 1.

[11] Там же. Л. 7.

[12] Там же. Л. 9.

[13] РГИА. Ф. 487. Д. 2543. Л. 1.

[14] РГИА. Ф. 487. Оп. 6. Д. 2543. Л. 4–5.

[15] РГИА. Ф. 487. Оп. 6. Д. 2543. Л. 1 об.

[16] РГИА. Ф. 487. Оп. 6. Д. 2543. Л. 2.