Перейти к основному содержанию

Неподалеку от Верхней ванны расположена Нижняя ванна, или, как ее называли в XVIII веке, Кавалерская мыльня. Этот павильон, стоящий в стороне от парковых аллей и предназначавшийся для придворных, был построен по проекту архитектора И.В. Неелова в 1778–1779 годах. Его фасад наполовину скрыт от взглядов посетителей сада деревьями и кустарниками.

Нижняя ванна состоит из десяти помещений, сгруппированных вокруг центрального зала с большой круглой ванной. Вода разогревалась в двух водогрейнях, имевших самостоятельные входы, и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.

Оригинальный план павильона определил его внешний облик. Два его фасада — обращенный в сторону дворца и противоположный — идентичны; ни тот ни другой не является главным. Стены центрального зала подняты значительно выше стен боковых помещений и образуют световой барабан, на котором покоится венчающий здание купол. Как на барабане, так и на фасадных стенах использованы круглые окна, расположенные в соответствии с функциональным назначением здания высоко над землей.

Незначительно пострадавшие в период Великой Отечественной войны фасады павильона были восстановлены в 1944–1945 годах. В павильоне сохранялись фрагменты внутренней отделки и исторические гранитные ванны. 5 июля 2011 года, после кропотливой реставрации, павильон Нижняя ванна был открыт для публики.

Ценные исторические описи убранства, археологические изыскания, предшествовавшие проведению восстановительных работ, сохранившаяся объемно-пространственная композиция здания помогли научным сотрудникам и реставраторам в их работе. Сегодняшний зритель, зачастую утомленный «высоким» искусством, с удовольствием вглядывается в повседневную жизнь ушедшей эпохи. Ему всё интересно – как подавали воду, как топили, где раздевались, где и чем мылись, где отдыхали, какие испытывали эмоции.

Экспозиция под названием «Кавалерская мыльня XXI века», построенная по принципу – какими могли бы быть помещения Ванны и что могло бы их наполнять – согласуется с описями XIX века: в ванных комнатах стоит мебель карельской березы и красного дерева, помещение парильни обшито липой, ушата скреплены медными обручами, а центральный бассейн изготовлен из олова.

Деление помещений условное – хотя мужчины и женщины мылись в разные дни недели, в павильоне одновременно устроены женская ванная комната, мужская и даже детская. Так музейное пространство помогает зрителю «подсмотреть» непарадную сторону жизни императорской резиденции: он видит платья и обувь, нижнее белье и банные принадлежности, среди которых мочалки, губки, березовые и дубовые веники, а также лечебные травы, используемые в парильне.

Но не только вещи и банные принадлежности создают здесь атмосферу тепла, неги и расслабленности. Павильон словно «живет» – мы слышим звуки плещущейся воды, тихого невнятного разговора, нас «согревает» огонь в каминах, обволакивает запахом хвои в парной и легких цветочных ароматов – в женской ванной…

Звуковые спецэффекты были подготовлены студентами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения под руководством заведующего кафедрой звукорежиссуры Ю.А. Кубицкого. Работы по проектированию и реставрации выполнила компания ООО «ВИПСТРОЙ», организованная в 2003 году и специализирующаяся в области реставрации памятников архитектуры.