В Ратной палате открылась выставка «Артиллерия России в Великой войне». В экспозиции – более 400 предметов из музейных собраний и частных коллекций, редкие фотографии. В числе раритетов – артиллерийские орудия, их проектные чертежи и модели, эполеты и офицерская папаха, мундиры Николая II и наследника цесаревича Алексея Николаевича. Значительная часть предметов раньше никогда не экспонировалась. Для посетителей выставка начнет работать 1 августа, спустя 109 лет после начала Первой мировой войны.
На торжественной церемонии открытия меценаты и коллекционеры Алексей Гнедовский, Герман Климов и Юрий Шабанов-Кубе передали в дар музею ценные предметы обмундирования и вооружения второй половины XIX – начала XX века, они войдут в постоянную экспозицию музея «Россия в Великой войне» в Ратной палате.
Алексей Гнедовский подарил уникальный комплект, который мог принадлежать всаднику одного из полков знаменитой Кавказской туземной конной (более известной под названием «Дикой») дивизии. Он включает черкеску с газырями, бешмет, башлык, шашку с ножнами и портупеей, кинжал с поясом. Черкеска и башлык выполнены из ткани бежевых тонов, что было распространено на Кавказе в начале XX века – встречается немало фотографий чинов «Дикой» дивизии в черкесках подобной расцветки. Газыри богато отделаны гравировкой, чернением и золочением, что свидетельствует о высоком статусе бывшего владельца черкески. Предметы вооружения, вероятнее всего, изготовлены во второй половине XIX века и выполнены в едином стиле.
Герман Климов и Юрий Шабанов-Кубе передали музею редкий экспонат – трехлинейную винтовку пехотного типа образца 1891 года (системы Мосина), выпущенную на военном заводе в американском городе Чикопи в 1915 году и имеющую клеймо фирмы «New England Westinghouse Company». Известно, что в период Первой мировой войны российская промышленность не справлялась с объемами производства, необходимыми в военное время, поэтому в 1915-м военное ведомство России заказало в США 1,5 млн винтовок системы Мосина у фирмы «Remington», а также 1,8 млн – у компании «New England Westinghouse Company». В течение 1915−1917 годов удалось изготовить 770 000 винтовок; но к январю 1917-го в Россию было поставлено только 225 260 винтовок: после Февральской революции правительство США отказалось продолжить поставки, изготовленное оружие было реализовано на американском рынке.
Экспозицию выставки составили предметы из коллекций ГМЗ «Царское Село», Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музея истории и техники «Кировского завода», Музея истории Обуховского завода и нескольких частных коллекций; фотографии из Центрального государственного архива фотофонодокументов Санкт-Петербурга и Музея техники Вадима Задорожного.
Посетители узнают об организации, командовании и материальной части артиллерии России в начале ХХ века, подготовке артиллеристов. О том, где производили орудия и как героически артиллерийские формирования России проявили себя на полях сражений Первой мировой войны. В числе экспонатов – образцы, масштабные модели и проектные чертежи артиллерийских орудий, боеприпасы к ним, мундиры Николая II и наследника цесаревича Алексея Николаевича, предметы живописи, графики и скульптуры.
С момента своего появления артиллерия играла важную роль в боевых действиях европейских армий, которая особенно возросла с началом Первой мировой войны. Наибольшие потери противнику наносились именно огнем артиллерии. К началу войны основной системой полевой артиллерии была «трехдюймовка» – трехдюймовая полевая скорострельная пушка образца 1902 года, состоявшая на вооружении легких и конных батарей. Понять, как действовал расчет основной «рабочей лошадки» отечественной артиллерии периода Первой мировой войны поможет макет в масштабе 1:35 «Взвод Л.-гв. 1-й Артиллерийской бригады на позиции. 1914», его специально изготовили для выставки. В дальнейшем он займет место в основной экспозиции «Россия в Великой войне» в Ратной палате.
Прорыв хорошо укрепленных линий обороны был невозможен без использования тяжелых орудий. В полевых формированиях их не хватало, и армия была вынуждена использовать пушки и гаубицы из состава крепостных частей. На выставке представлены нагрудные знаки крепостной артиллерии из коллекции Владимира Понсова; созданная в 1906 году уникальная модель шестидюймовой осадной пушки; эполеты генерал-инспектора артиллерии великого князя Сергея Михайловича при форме 3-го Владивостокского крепостного артиллерийского полка, предоставленные частным коллекционером Германом Климовым; погоны офицера тяжелой артиллерии из коллекции Поля Климова.
К началу Первой мировой Россия обладала разветвленной системой военного образования, имелись три специализированных артиллерийских училища и академия, другие учебные заведения. В экспозицию вошли уникальные фотографии, которые показывают – как проходила боевая подготовка будущих офицеров-артиллеристов.
Появившиеся над полем боя в годы войны летательные аппараты вызвали необходимость создания сил противовоздушной обороны, для которых приспосабливали уже имеющиеся на вооружении пушки, но разрабатывались и новые образцы орудий. Посетители увидят макет противоаэростатной (противоаэропланной) пушки Франца Лендера, принятый на вооружение в 1915 году – первой отечественной зенитки.
С Первой мировой войной неразрывно связаны такие понятия, как «позиционная» или «окопная» война. Укрепления, снабженные множеством траншей, блиндажей и линий колючей проволоки, препятствовали маневренному типу боевых действий. Для содействия пехоте требовались орудия, отличающиеся меткостью и легкостью, позволяющей перетаскивать их на колесах вручную двум-четырем солдатам. На выставке представлен один из подобных образцов – траншейная пушка калибра 37 мм, разработанная в 1915 году генерал-майором бароном Михаилом фон Розенбергом. В Орудия ближнего боя представлены бомбометами и минометами.
Предприятия старались поддержать семьи рабочих, призванных в армию, о чем рассказывают сохранившиеся документы. Несмотря на напряженную работу, на заводах шла разработка различных артсистем, осваивали и сложные технологии оптического производства. Примеры такой продукции посетители тоже увидят на выставке.
В экспозицию вошли рисунки художника, участника войны Бориса Цинзерлинга – в 2022 году их передал в дар музею-заповеднику «Царское Село» его родственник Всеволод Цинзерлинг. На рисунках изображены боевые будни, окопы и нехитрый солдатский быт передовых позиций в 1917 году.
Процессы, происходившие в Русской армии после Февральской революции 1917-го, иллюстрируют фотографии. Наступление противника в 1917-м удалось сдержать во многом благодаря «частям смерти», которые сражались до конца. Первым формированием, принявшим такой статус, стала 7-я конноартиллерийская батарея. На выставке представлена офицерская папаха с кокардой, снабженной характерной символикой этих частей – черепом («Адамовой головой») со скрещенными костями под ней.
К открытию выставки подготовлен иллюстрированный научный каталог, он издан при поддержке инвестиционной компании «ВЕЛЕС Капитал».
Выставка открыта для посетителей с 1 августа по 14 ноября 2023 года,
выходной день – среда. Вход по билетам в Ратную палату
Адрес Ратной палаты: г. Пушкин, Фермская дорога, дом 5А, Государева Ратная палата