Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781-1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.
Интерьер входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Редкий по изысканности эффект достигался благодаря сочетанию «золотого» шёлка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали больше 92 пудов камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.
Со времен Екатерины II шёлковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. В 1866 году стены вновь обили жёлтым шёлком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до фриза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. В таком виде Лионский зал в 1878 году запечатлел на акварели Луиджи Премацци.
Декоративное убранство великолепного интерьера было уничтожено в годы Великой Отечественной войны. Сохранилось 25 предметов уникального мебельного убранства, выполненных с использованием лазурита. Паркет, похищенный из Лионского зала фашистами, обнаружили в Берлине и в 1947 году вернули в Царское Село.
Только спустя десятилетия, в 2005-м, удалось сделать первый шаг к возрождению интерьера – восстановить объемно-пространственное решение Лионского зала. Проект его реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский (1917-2003), корректировку проекта произвели в 2006 – 2007 годах.
Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, осуществляемая поэтапно. В 2016-2017 годах при поддержке фонда «Транссоюз» восстановлены лазуритовые порталы, обрамляющие три двери зала.
В 2018 году реставрацию Лионского зала удалось продолжить благодаря финансовой помощи компании «Газпром», которая выделила средства на воссоздание интерьера, в том числе:
- воссоздание плафона, включая разработку эскизов и картонов для живописных вставок,
- создание живописных композиций и лепного декора с позолотой на потолке и карнизе,
- воссоздание наборных мозаичных панелей из лазурита с золоченым бронзовым декором,
- пошив и монтаж обивки стен и портьер из лионского шелка,
- изготовление басонных изделий и аграмантов по историческим образцам.
Средства на производство шёлка выделил корпоративный фонд ENGIE (Франция). К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского Императорского двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры «Прелль» – сохранились книги заказов XIX века. Было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала французским мастерам мануфактуры «Прелль». В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, мебели и портьер, в Лионе изготовлено 320 метров ткани «золотой бутон» («Lampas bouton d’or Louis XVI») шириной 162 см. Работы по восстановлению шелкового декора были завершены в 2019 году.
В 2020 году ООО «Царскосельская янтарная мастерская» продолжило работы по восстановлению интерьера Лионского зала. К настоящему времени завершается реставрация уникального подлинного паркета XVIII в., воссоздание 2-х мраморных каминов с лазуритовыми вставками, 2-х простеночных зеркал с лазуритовыми подзеркальными столиками, 3-х оконных наличников, также декорированных лазуритом и бронзовыми золочеными накладками, 3-х двупольных дверей из ценных пород дерева, инкрустированных орнаментальными вставками маркетри и перламутра. После воссоздания каминов на свое место вернутся шесть подлинных путти, чудом сохранившихся после войны.
Открытие зала после реставрации состоялось в апреле 2021 года.