Одной из самых сложных и интересных работ стала реставрация фасадов Екатерининского дворца.
Объёмно-пространственная композиция Екатерининского дворца со зданием церкви (без Церковного и Зубовского корпусов) была сформирована к 1756 г. по проектам архитектора Ф. Растрелли. Зодчим были перестроены и объединены новыми галереями в единое целое все объёмы предшествующего дворца. Протяженные фасады получили новое архитектурное и декоративное решение. Стены окрашены в голубой цвет; колонны, пилястры и деревянные балюстрады в белый. Лепное убранство – фигуры атлантов, картуши, гирлянды, маскароны, капители колонн и пилястр, кронштейны, обрамления оконных проёмов, а также деревянные скульптуры и вазы на балюстрадах - вызолочено.
В 1770 г. с балюстрады демонтируются ветхие деревянные золоченые скульптуры и вазы без замены новыми.
С 1790 по 1848 гг. атланты и весь лепной декор на фасадах вместо золочения окрашивается в жёлтый цвет (светлой охрой).
С 1848 по 1895 гг. – бронзируется.
Фасады вплоть до 1854 г. красились в голубой цвет. С 1854 до 1940 гг. стены имели светло-зелёный тон. С 1958 г. до настоящего времени – голубой.
В 1778-1784 гг. с пристройкой Зубовского и Церковного корпусов (арх. Ю.М. Фельтен и И.В. Неелов) дворец расширяется. Их фасады, за исключением южного фасада Зубовского корпуса, оформляются и окрашиваются в соответствии с дворцовыми.
На протяжении ХIХ столетия и вплоть до 1941 г. фасады неоднократно ремонтировались: вычинивалась штукатурка, фигуры атлантов и лепной декор с частичной заменой на новый, деревянные балюстрады постепенно заменялись металлическими.
В период 1941-1944 гг. дворец подвергается значительным разрушениям, однако фигуры атлантов и лепной декор на фасадах в целом уцелели и реставрировались методом вычинки с частичным восполнением утраченных фрагментов по сохранившимся образцам. Были отреставрированы колонны, капители, карнизы и цоколь из естественного камня, а также металлические решётки балконов.
В ходе реставрационных работ 1961-1971 гг. по проекту архитектора А.А. Кедринского воссоздается первоначальное крыльцо центрального входа со двора с лестницами и балконом, капители колонн крыльца на парковом фасаде; во фронтонах «среднего дома» демонтируются часы и на их места возвращаются лепные картуши с гербами. Восстанавливается исторический лазоревый колер окраски стен дворца.
В 2003-2004 годах в процессе реконструкции Зубовского флигеля выполнена реставрация его фасадов с сохранением окраски барочного декора по проекту А.А. Кедринского.
При реставрации фасадов Церковного флигеля в 2006 году лазоревый колер стен был сохранен, а лепной декор окрашен экспериментальным синтетическим составом, имитирующим позолоту.
К сожалению, в ходе ремонтно-реставрационных работ второй половины XX века были применены штукатурные составы, содержащие цемент, и синтетические красочные программы, неблаготворно сказавшиеся на состоянии исторических архитектурных и декоративных элементов. Техническое состояние фасадов в результате проведенных обследований было определено как неудовлетворительное.
В 2008-2010 гг. институтом «Спецпроектреставрация» выполнены масштабные научно-исследовательские и проектные работы по реставрации фасадов Екатерининского дворца. На основе проведенных историко-архивных и натурных исследований сделан следующий вывод: фасады Екатерининского дворца не подвергались существенным перестройкам и переделкам, во время Великой Отечественной войны лепной декор, в целом, сохранился и потому можно утверждать, что фасады дворца в виде, близком к первоначальному, в основе своей дошли до наших дней с незначительными утратами.
В 2009-2015 гг. была проведена реставрация основной части дворца.
К 300-летнему юбилею Царского Села силами ООО «Краски города» была выполнена реставрация северного фасада дворца со стороны парадного плаца. В 2011 г. ООО «Интарсия» продолжило работы со стороны паркового фасада в осях 1-5.
ЗАО «Пикалов и сын» выполнены необходимые работы в осях 5-6, а ЗАО «Ремстройфасад» отреставрирована оставшаяся часть в осях 6-16.
В процессе работ расчистка оштукатуренных поверхностей производилась различными методами, в зависимости от характеристик удаляемых слоев. Предусмотренный стратиграфический метод расчистки позволяет гарантировать необходимый анализ и оценку обнаруженных материалов. Расчистка от верхних красочных слоев и различных накрывок осуществляется с целью обнаружения оригинального материала и устойчивой основы, пригодной для сохранения.
Выполнено удаление большей части верхних реставрационных штукатурных слоев, имеющих в своем составе цемент, и других несовместимых материалов.
Для точного определения зон, подлежащих удалению, производилась полная расчистка от поздних красочных слоев для обнаружения следов исторических реставраций, восполнений на цементной основе, а так же уточнение степени сохранности подлинного материала (прочность и прилегание к стене).
Только после завершения расчисток и составления картограмм дефектов были приняты решения по объемам реставрационных вмешательств и технологии производства работ.
Утраченные профили карнизных и декоративных тяг восстановлены на основе анализа сохранившихся.
После удаления несовместимого материала проведена промывка каменной кладки от пыли, обработка от биопоражений и высолов.
Работы по расчистке участков, состоящих из блоков натурального камня, идентичны расчистке штукатурных поверхностей: полное удаление поздних цементосодержащих слоев отделки для выявления находящейся под ней основы, определение несовместимого материала, подлежащего удалению, изготовление картограммы участка, определение оригинальной формы элемента и непосредственное удаление несовпадающих по форме частей и/или несовместимого материала.
Участки кирпичной кладки, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, отреставрированы с использованием техники вычинки после предварительной фиксации.
Воссоздание или замена частей каменного декора выполнены раствором, во избежание подвижек конструкций здания при выемке блоков значительных размеров. Замена на натуральный камень производилась только в случае обнаружения сильных повреждений крупных элементов. Замена камня осуществлялась точечно, при помощи техники вычинки, с предварительной фиксацией.
Восполнение утраченных элементов осуществлялось с удалением всех поврежденных или несоответствующих металлических элементов и созданием новой анкерной системы при помощи стержней из углепластика и высокопрочной керамики, в том числе крепления отколовшихся или откалывающихся частей камня. Для общей стабилизации применено высокоподвижное связующее без примесей цемента для укрепления методом инъектирования.
Для укрепления верхнего слоя (поверхности) осыпающегося камня использован закрепляющий материал, не искажающий оригинального материала и его паропроницаемости.
Удалены только несовместимые материалы, полностью разрушившиеся элементы или несоответствующие эстетическим и художественным требованиям элементы докомпановок, вставок, восполнений различных этапов ремонтов и реставрации, включая реставрацию XX века. Элементы, находящиеся в хорошем состоянии, совместимые с подлинными фрагментами и материалами, сохранены.
Например, это относится к атлантам. Некоторые части воссозданы цементными растворами, а именно: головы, предплечья, завиток постамента и находятся в удовлетворительном состоянии. Такая методика распространяется почти на все подобные элементы декора, имеющиеся на фасаде.
При необходимости полного воссоздания небольших элементов, выполнена отливка по индивидуальным моделям.
К участкам с исторической штукатурки, отслоившейся от основы и подлежащей консервации, применена техника точечного инъектирования. При необходимости, дополнительное крепление штукатурного слоя на кирпичной кладке выполнено при помощи микроштифтов из стеклопластика.
Для укрепления верхнего слоя (поверхности) осыпающейся штукатурки, потерявшей свои механические свойства, но пригодной для консервации, использованы закрепляющие материалы, не искажающие оригинального материала и его паропроницаемости.
Применяемые новые материалы для воссоздания геометрических пропорций декоративной лепнины и восстановления штукатурного слоя имеют характеристики, идентичные оригинальным и отвечают требованиям устойчивости к воздействиям внешней окружающей среды.
На базе исследований и анализа фрагментов оригинального красочного слоя определена покраска фасадов дворца, характерная для разных периодов его существования. Ввиду конкретности и читаемости участков оригинального голубого цвета фасада и охры деталей, взяты образцы для разработки пигментов, используемых при окраске.
Всеми контрактами на выполнение работ были предусмотрены гарантийные обязательства, на основании которых в течение 5 лет после окончания работ соответствующими подрядными организациями по мере необходимости устраняются образовавшиеся дефекты и выявленные недостатки.
В течение 2017-2018 годах ЗАО «Фирма «Пик» выполнена реставрация фасадов Церковного флигеля.
В 2019-2020 годах подрядной организацией – ЗАО «Фирма «Пик» выполнены аналогичные работы по реставрации фасадов Зубовского флигеля.