Лукомский Георгий Крескентьевич (1884 – 1952)
Г.К. Лукомский – график, акварелист, историк архитектуры, занимался изу-чением памятников исторического прошлого, председатель Художественно-Исторической комиссии (ХИК) по превращению дворцов Царского Села в музеи.
Список его публикаций огромен. Им написаны такие монографии, как Прогулки по старым кварталам Парижа (СПб., 1912), Кострома (совместно с В.К. Лукомским, СПб., 1913), Вологда в ее старине (Пг., 1914), Старый Петербург. Прогулки по старым квар-талам (Пг., 1916), Памятники старинной русской архитектуры в типах художествен-ного строительства (Пг., 1916) и многие другие. Лукомский активно участвовал в работе Музея старого Петербурга и в различных выставочных комиссиях.
После Февральской революции Лукомский стал активным сотрудником Особого со-вещания по делам искусств при комиссаре над Бывшем Министерством двора и уделов Ф.А. Головине и возглавил работы по описи и реставрации памятников Царского Села. Г.К. Лукомский был избран председателем Художественно-Исторической Комиссии (ХИК).
Художественно-Историческая комиссия работала при Управлении царскосельскими дворцами на правах автономии и подчинялись комиссариату имуществ Республики, заме-нившему Министерство двора. В январе 1918 г. была создана Коллегия по делам музеев и по охране памятников искусства и старины при Народном комиссариате имуществ, кото-рая приняла на себя руководство художественным наследием царскосельских дворцов. Главной задачей ХИК на всех этапах работы являлось составление новых описей, которые в отличие от дореволюционных, выполняли роль первых музейных инвентарных книг и каталогов. До конца 1930-х г. они являлись официальными документами.
За полтора года работы Художественно-Историческая комиссия завер¬шила описание имущества царскосельских дворцов, орга¬низовала охрану художественных ценностей, на-чала реставрацию музейных экспонатов, парковых павильонов, интерьеров дворца, в том чис¬ле Агатовых и Янтарной комнат, завершила ремонт Камероновой галереи. Осуществ-лялась слож¬нейшая задача по превращению бывших царских рези¬денций в художествен-ные музеи. Одновременно открывались для посетителей павильоны Эрмитаж, Адмирал¬тейство, Турецкий киоск, Концертный зал, Вечерний зал, Детский остров, Белая башня. Результаты этой работы получили частичное отражение в двух каталогах, составленных Г.К. Лукомским, под общим названием Дворцы-музеи Царского Села.
В конце 1918 г. меняется система управления пригородными дворцами. Художест-венные комиссии преобразуются в Художественные отделы при Управлениях дворцов-музеев. Лукомский передает дела и уезжает в отпуск, из которого уже никогда не вернет-ся ни в Царское Село, ни в Россию. В ноябре 1918 г. он уехал в Киев, где организовал и возглавил художественный музей из частной коллекции Б.И. Ханенко (ныне Музей вос-точного и западного искусства). В 1921 – 1924 гг. жил в Берлине, с 1925 г. – в Париже. В 1940 г. поселился в Англии, где провел последние годы.
В 1920-е гг. сотрудничал как в эмигрантских журналах, так и в советских изданиях. В 1923 г. Лукомский опубликовал в Берлине мемуарные очерки, в том числе в виде не-больших книг Художник и Революция и Музей Ханенко, посвященные его участию в му-зейном строительстве в послереволюционный период.
Коллекциям Царского Села посвящены написанные им в разные годы книги:
Г.К. Лукомский. Дворцы-музеи Царского Села. Краткий каталог музея Большого Екатерининского дворца. Пг. 1918.
Г.К. Лукомский. Дворцы-музеи Царского Села. Краткий каталог музея Александ-ровского дворца. Пг. 1918.
Г.К. Лукомский. Художник и революция. Берлин, 1923.
Г.К. Лукомский. Царское Село. Описание дворцов, сада и павильонов. Мюнхен, 1923.
Г.К. Лукомский. Мебель. Берлин, 1923.
Lukomskij G. Zarskoje Selo. Innenräume und Möbel des ehemals kaiserlich russischen Residenzschlosses. Berlin, 1924.
Lukomskij G. Les demeurs des Tsars. Les Palais des Emprereurs de toutes les Russies. Paris, 1929.
Lukomskij G. Furniture & interiors. Adapted & idited from the oridinal germantekst by Richard Garnier. Th. Heneage. London, 1987.
За границей художественная деятельность Лукомского по-прежнему сочеталась с литературной и критической. Он написал и иллюстрировал многочисленные книги на рус-ском, украинском, немецком, французском, итальянском и английском языках о памятни-ках мирового зодчества, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, устраи-вал выставки русского искусства.
Последние годы его жизни неизвестны, как неизвестна судьба огромного архива Лу-комского, оставшегося за границей, в том числе, цветных автохромов и черно-белых фо-тографий, вывезенных из Царского Села.
Г.Д. Ходасевич. «Во Дворце, трактуемом как музей…». Г.К.Лукомский в Царском Селе. – В сб.: Хранители. Материалы XI Царскосельской научной конференции. Спб., 2005
И.К.Ботт. Г.К. Лукомский – хранитель Царскосельского прошлого. -- В сб.: Хранители. Ма-териалы XI Царскосельской научной конференции. Спб., 2005