К вопросу об изучении коллекции ятаганов
В оружейном собрании Государственного музея-заповедника «Царское Село» восточное оружие занимает самое видное место. Как известно, в 1811 г. вел. кн. Николай Павлович, будущий император Николай I, начал собирать коллекцию оружия. К середине XIX столетия его собрание насчитывало несколько десятков тысяч предметов и располагалось в специально построенном архитектором А. Менеласом шестиэтажном павильоне в Александровском парке. Мода на восточные интерьеры заставила в конце 1840 - начале 1850-х гг. создать в Зубовском флигеле Большого Екатерининского дворца так называемую Турецкую комнату, стены которой архитектор И. Монигетти обильно декорировал восточным оружием. Когда в начале 1880-х гг. император Александр III перевез оружейное собрание в Зимний дворец, в Царском Селе остались лишь около 400 предметов восточного оружия из Турецкой комнаты. Таким образом, именно восточные образцы составляют основу оружейной коллекции нашего музея. Несколько особняком стоит в ней группа ятаганов. В нашем собрании их 20. Все они были переданы Николаем I из Царскосельского Арсенала для оформления Турецкой комнаты Большого дворца. Необходимо отметить, что ятаганы в отдельную коллекцию ни в одном музее не выделялись и, соответственно, отдельно не изучались. Тем не менее, своей экзотичностью они всегда привлекали внимание. Эти предметы до сих пор ставят перед исследователем больше вопросов, нежели дают ответов. Чаще всего возникают два вопроса: о происхождении формы клинка и формы рукояти. Прежде чем приступать к исследованию каждого предмета из собрания ятаганов необходимо, если не ответить на перечисленные вопросы, то хотя бы выдвинуть гипотезы.
В большинстве справочных энциклопедических изданий ятаган именуется оружием, являющим собой нечто среднее между саблей и ножом. Э. Г. Аствацатурян в одном из своих устных выступлений в начале 1970-х гг. убедительно доказала, что ятаган не являлся оружием. Ятаганы в Турции были прерогативой янычар. Янычарский корпус был создан в XIV столетии, как войско религиозного мусульманского ордена дервишей Бекташей, из христиан. Принимая новую веру, янычары принимали и монастырский устав ордена, но, несмотря на это, они были силой необузданной и опасной даже для самих турок, живших в тех городах, где стояли янычарские гарнизоны. Это привело к тому, что в XVIII в. янычарам было запрещено выходить из ода (казарм) с оружием. Во время выходов в город им было разрешено иметь с собой только ножик и топорик. Ножик стал увеличиваться в размерах и превратился в то, что мы знаем теперь как ятаган. Стоит упомянуть, что «ятаган» в переводе с турецкого языка означает «длинный нож»1 . Ятаган представляет собой нож (от 30 до 70 см), изогнутый на манер бы-чьего рога и имеющий лезвие с вогнутой стороны. Рукоять с головкой в виде сустава берцовой кости.
Самый ранний аналог клинка мы находим в Древней Греции. Согласно материалам археологических раскопок аналогичный клинок имела махайра (жертвенный нож)2. Махайры, найденные на территории нашей страны, датируются IV—III вв. до н.э.3 Очень близким предметом является кукри, без которого ни один гурк не может считаться полноценным мужчиной.4
Происхождение этой формы клинка станет понятным после рассмотрения происхождения формы рукояти, но для полноты картины необходимо сказать несколько слов о весьма любопытной теории доисторических рас, выдвинутой дипломанткой московского католического колледжа И. Н. Ершовой. На основе Библии, мифологий народов мира, трудов Страбона и других источников она пришла к выводу, что в XVI- X вв. до н. э. существовало около 40 рас, которые различались по жречествам. Выявленные ею названия рас, такие, как нарвал, волк, кит, куница, лось, медведь и др., очевидно говорят о тотемических верованиях входящих в эти расы людей. Можно спорить о терминологии, применяемой исследовательницей, но очевидно, что речь идет об огромных племенах, живших на одной территории, состоявших в кровным родстве (предполагается, что нынешнее понятие «тип лица» - это то, что напоминает нам о тех племенах), объединенных общей хозяйственной деятельностью и религией со жрецом во главе. Когда мы говорим о «южанах», мы обычно представляем людей темноволосых, смуглых, темноглазых с тонкими чертами лица. Земли от Средиземного моря до Кавказского хребта населены именно такими людьми.
Теперь будет уместно возвратиться к форме рукояти ятагана. Среди археологических находок при раскопках могильника XII в. до н. э. на о. Крит был обнаружен жреческий нож для жертвоприношений, имеющий аналогичную рукоять, т. е. в виде сустава берцовой кости. Племена, о которых мы говорили выше, не сохранились в своей первозданной антропологической чистоте, тем не менее, мы видим, что в XVIII в. в Турции появляется нож, рукоять которого повторяет рукоять жреческого ножа, используемого в этих же местах почти 30 столетий назад. Говорить лишь о генетической памяти сложно и, поэтому возникает необходимость выяснить, не встречается ли подобная форма рукоятей ножей где-либо еще и в другие эпохи. При самом беглом знакомстве с археологическими материалами мы находим раздвоенные головки рукоятей на согдийских ножах I в. до н. э.5 и на ножах Боспора V - IV вв. до н. э.6, но практически полный аналог этой рукояти мы находим на кавказских шашках, совершенно независимо от материала, из которого они изготавливались. Здесь будет уместно заметить, что точно так же как и ятаган, «шашка» в переводе обозначает «длинный нож».
При рассмотрении верований выявленных Ершовой племен, населяющих пространство от Средиземного моря до Кавказских гор, наиболее часто встречающийся тотем - бык (точнее - тур - ископаемый бык7)- Найденный на Крите древнейший жреческий нож позволяет нам предположить, что эта форма рукояти относится к жречеству культа быка. Как мы знаем, Минотавр (чудовище с телом человека и головой быка), по предположениям французских исследователей, не кто иной, как царь Крита (он же верховный жрец), который во время жертвоприношений и других сакральных действий надевал маску быка - тотема своего племени. В результате извержения вулкана на о. Фера (остатки этого острова ныне именуются Санторин) в 1450 г. до н. э., жители Крита начали уходить с острова, распространяя культ быка в Фессалию, Фракию, восточнее - до Индии и севернее - до Кавказских гор. Так, например, на знамени Великого Моурави Георгия Саакадзе (1580-1629) был изображен бык. Да и недаром, такой важный, можно сказать, ритуал в Грузии, как возлияние, не обходится без рога. Необходимо также отметить и культ быка в Непале у турков. И. Н. Ершова обнаружила, что ритуальный жреческий нож племен, связанных с культом животных из семейства кошачьих, - кадж - изготавливался в форме кошачьего клыка. Таким образом, мы можем предположить, что форма клинка жреческого ножа для жертвоприношений в племенах, связанных с культом быка, исполнялась в форме бычьего рога. Это предположение поможет нам объяснить появление такого клинка у махайры, у кукри и у ятагана.
1. Турецко-русский словарь. М., 1931. С. 1126
2. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. Т. II. С.1056.
3. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984. С. 270.
4. Гурки, - народ создавший государство Непал, до сих пор считаются лучшими в мире наемными воинами.
5. Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М., 1985. С. 419.
6. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984. С. 270.
7. Последний тур был убит в Польше в 1627 г.