Перейти к основному содержанию

Савва Иванович Чевакинский
(1709 — между 1774 и 1780)

Происходил из обедневшего старинного дворянского рода. Сначала был отправлен в Москву в школу навигационных наук, а в 1729 году — в Морскую академию в Санкт- Петербурге. В 1732 году был учеником у Н. К. Коробова - архитектора Санкт-Петербургской Адмиралтейской коллегии. С 1739 года состоял при Адмиралтейском ведомстве в чине гезеля. В 1745 году - архитектор в ранге майора. В том же году был назначен императрицей Елизаветой Петровной архитектором Царского Села.

С 1755 по 1757 годы по совместительству — архитектор Академии наук, где руководил архитектурным классом. Среди учеников Саввы Чевакинского были - В. И. Баженов, И. Е. Старов и другие. В 1767 году Чевакинский вышел в отставку и уехал в свое имение в Новоторжском уезде Тверской губернии. Тридцать пять лет неустанного труда не принесли архитектору обеспеченной старости. Он нуждался и обращался в Адмиралтейскую коллегию, с просьбой о награждении за те свои труды, которые принесли пользу государству, но не были оплачены. Коллегия затянула решение и в 1774 году С. Чевакинский был вынужден продать часть своего имения.

Точно не известно, когда ушел из жизни забытый всеми талантливый зодчий. Примерно исследователи указывают, что это произошло между 1774 и 1780 годами. Крупнейший после Ф. Растрелли представитель "елизаветинского барокко". Основные работы в Санкт-Петербурге: Никольский Морской собор, строительство дворца графа И. И. Шувалова на Итальянской улице, дворца графа П. Б. Шереметева на Фонтанке (вместе с Ф. С. Аргуновым), восстановление Кунсткамеры после пожара, а также лесные склады "Новая Голландия" (при участии Вален-Деламота и И. К. Герарда).

5 мая 1745 года Савва Чевакинкский был назначен в Царское Село вместо Джузеппе Трезини руководить строительными работами Большого (Екатерининского) дворца, которые велись по проекту архитекторского помощника Андрея Васильевича Квасова. В этой роли С. Чевакинский выступил не только как руководитель, но и как автор проектов. В проект Андрея Квасова он внес немало существенных изменений.

К зиме 1749/50 г. отделка дворцовых интерьеров и церкви, которую С. Чевакинский соединил с дворцом была почти закончена. К 1751 году полностью отделали фасады Большого (Екатерининского) дворца. Позднее дворец был перестроен по проекту Франческо Растрелли. В 1749-1750 годах отношения между Ф. Растрелли и С. Чевакинским приобрели характер тесного творческого содружества, что было связано с новой реконструкцией Большого (Екатерининского) дворца. Она была проведена Ф. Растрелли рука об руку с С. Чевакинским, в котором он имел надежного помощника вплоть до окончания работ в 1756 году.

В 1746 году по проекту С. Чевакинского была начата постройка каменного зала на острове Большого пруда в Екатерининском парке. Этот зал не сохранил своего первоначального облика. В 1794 году он был перестроен Джакомо Кваренги. В Александровском парке по проекту С. Чевакинского (1747) был построен барочный павильон Монбижу, или "Каменный дом в Зверинце", как его называли в XVIII веке. Этой своей работе архитектор придавал большое значение. В завершении постройки принимал участие Ф. Растрелли. Окончательно строительные и декоративные работы были завершены в 1754 году. В начале XIX века павильон был перестроен Адамом Менеласом в готических формах и получил название "Арсенал".

Во время посещения данного сайта, ГМЗ "Царское Село" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.