Перейти к основному содержанию

Упряжь для коронационных карет Российского императорского двора
в собрании ГМЗ «Царское Село»

Бредихина Ирина Игоревна,
научный сотрудник,
хранитель музейной коллекции «Сбруя. Кареты»

В продолжение статьи «О парадных каретах, изготовленных вольными мастерами к коронации Александра II».

В числе предметов, изготовленных к коронации императора Александра II, и ныне хранящихся в ГМЗ «Царское Село», есть предметы из трех комплектов парадной шорной упряжи на шестерик лошадей цугом с одним форейтором. 

Единый художественный комплекс предметов коронационного выхода, включавший в себя упряжь, экипажи и ливрейное одеяние, был призван демонстрировать высочайший уровень престижа власти и изготавливался лучшими мастерами своего дела.

В России существовали древние традиции царских парадных выездов. Царская семья, как и царская власть, считалась священным воплощением единства народа и государства. Жизнь императорской семьи носила публичный характер. Рождение детей, крестины, коронации, свадьбы, похороны, походы на богомолье, прием иностранных послов – все эти события были общенародными и сопровождались пышными торжественными церемониями. 

Самым значительным торжеством являлась коронация; ее церемониал был строго разработан и со временем усложнялся. С переездом императорского двора в Санкт-Петербург в коронационном церемониале появился новый сюжет — торжественный въезд в Москву. Среди различных атрибутов шествия: костюмов, знамен, триумфальных арок и аллегорических картин, одну из главных ролей играли парадные экипажи.

Кортеж торжественного въезда следовал по пути длиной в сотни метров. Тысячи подданных и гостей страны имели возможность увидеть своими глазами роскошь царского двора, а значит незыблемость трона и величие государства. 

Празднества по случаю коронования императора Александра II отмечались с особой пышностью. По воле императора совершение обряда было отложено до окончания Крымской войны (1853–1856). Таким образом, отмечалось не только вступление в права нового государя, но и наступление мирного времени. 

Официальный въезд императора в Москву произошел 17 августа 1856 года. Как уже упоминалось, на это событие была потрачена огромная сумма – более 740 000 рублей серебром [1]

Великолепный кортеж включал в себя 32 (16 старинных и столько же новых) кареты, везомые вереницами породистых лошадей в богатой упряжи, выдержанной в стилистике второго рококо.

Новая парадная конская амуниция была изготовлена практически для всей процессии: 28 новых бархатных цугов к экипажам высочайших особ были обильно декорированы золочеными украшениями в виде двуглавых орлов, императорскими коронами, гирляндами дубовых и лавровых ветвей, рокайльными мотивами [2]. Каждый из комплектов состоял из 85 предметов. Упряжь для каждой лошади в шестерике имела отличительные особенности, т. к. зависела от положения животного в запряжке.

Придворная Конюшенная контора имела в своих штатах мастеров всех необходимых специальностей, но из-за большого объема часть работы отдавалась в престижные частные мастерские. Исходя из «важности назначения экипажей и шор», все вещи изготавливались только из лучших материалов у надежнейших мастеров и фабрикантов.

В архивных документах выявлена шорная мастерская «Левенгренъ», выполнявшая предметы из комплекта коронационной упряжи. Так же на отдельных предметах упряжи имеются клейма таких столичных мастерских, как «Walter & Koch» и «К. и Ив. Брейтигам». Эти же мастерские ремонтировали упряжь в период подготовки к коронации императора Александра III в 1883 г. [3].

Так же, как и кареты, упряжь использовалась во время последующих парадных выездов русского двора — на свадьбах и крестинах членов императорской фамилии; например, ее можно увидеть на фотографиях выезда по поводу крещения великой княгини Ольги Александровны, произошедшего в Царском Селе в 1895 году. 

В 1896 году для коронации императора Николая II парадная упряжь была полностью изготовлена заново в Париже фирмой Roduwart Fréres [4]. Старые комплекты более не использовались и сохранялись в Придворно-Конюшенном музее. 

В собрание музея-заповедника предметы из коронационных комплектов упряжи в количестве, позволяющем собрать три шестерика, поступили в 1928 г. среди прочих вещей из расформированного Придворно-конюшенного музея [5].

В 2011 году на выставке «Сокровища Царского Села — резиденции российских монархов» в Гонконге была представлена коронационная карета, запряженная шестеркой лошадей в парадной упряжи. В процессе подготовки выставки была проведена исследовательская работа по уточнению наименования и расположения в запряжке предметов комплекта. Эта задача оказалась непростой, поскольку литература по данной теме очень ограничена; практические знания передавались в основном в устной форме. 

Профессиональных практиков конного дела, знающих и умеющих правильно использовать упряжь различных систем, что особенно сложно, учитывая огромное количество вариантов запряжки лошадей в экипаж и разнообразных деталей упряжи, в нашей стране с каждым годом становится все меньше. С течением времени вместе с ними уходят в небытие знания, которые не получить в учебных заведениях, поскольку уже c 1920-х гг. соответствующего профильного обучения в России не существует. 

Учитывая специфику предметов коллекции конской упряжи, для их описания и атрибуции ГМЗ «Царское Село» привлек к сотрудничеству М. В. Воробьёва, члена Союза кинематографистовРФ. Михаил Вадимович много лет ставил конные сцены в исторических кинокартинах, заведовал складами амуниции и экипажей на киностудии «Ленфильм» и имеет опыт упряжной езды на исторических экипажах, задействовавшихся на съемках.

В результате совместной работы с М. В. Воробьёвым был выявлен целый ряд несоответствий наименований и неточностей в описаниях конской упряжи, изготовленной к коронации императора Александра II [6].

По своей конструкции данные комплекты могут быть атрибутированы как парадная шорная упряжь цугом[7] на шесть лошадей с одним форейтором. Способ запряжки лошадей в экипаж в данном случае относится к типу постромочно-дышлового. Эта упряжка состоит из трех пар лошадей, идущих друг за другом, цугом. Ближняя к экипажу пара называется коренной, или дышловой (идущей у дышла), следующие пары лошадей имеют название уносов: первый, второй и далее, считая от экипажа. Дышло представляет собой толстую жердь, в богатых экипажах зачастую украшенную резьбой и позолотой. Оно жестко крепится к середине передка и проходит между лошадьми. С его помощью дышловая пара поворачивает, останавливает и осаживает экипаж. Везут экипаж с помощью постромок. Постромки дышловой пары крепятся к передку экипажа, постромки первого уноса к уносной ваге (деревянной перекладине, подвешенной к наконечнику дышла), а постромки второго уноса соединяются с постромками первого уноса. Остановка и поворот экипажа осуществляется с помощью дышловых ремней, идущих от нагрудных ремней шорок к наконечнику дышла.

Управляются дышловые лошади и лошади первого уноса кучером с помощью пароконных вожжей различной длины, лошади второго уноса — форейтором, сидящем верхом на левой лошади. Также к уздечке каждой лошади прикреплен повод, которую держит идущий рядом конюшенный служитель. В упряжи, называемой шорной, вместо хомута используется шорка, т. е. нагрудный ремень, лямка. Применяется она как в одноконных, так и в пароконных и многоконных дышловых запряжках, а также для пристяжных лошадей в парах и тройках [8]

Три шестерика из собрания ГМЗ «Царское Село» имеют одинаковую конструкцию. Каждый комплект состоит из 85 предметов и включает: чепрак, пять седелок, по шесть оголовьев, мундштуков, украшений для гривы, нагрудных ремней шорки, подхвостных ремней, ободовых ремней с постромочными петлями; по 12 поперечных ремней и постромок, пару дышловых ремней, еще четыре отдельные постромочные петли, крепящиеся к двум подхвостникам с дополнительными ремнями; две пары пароконных вожжей разной длины, по шесть поводьев и лейц. Форейторские седла в коллекции музея, к сожалению, отсутствуют [9]. Комплект упряжи для каждой лошади в шестерике имеет отличительные особенности, т. к. его состав и конструктивные особенности зависят от положения лошади в запряжке (дышловые, первого уноса, второго уноса), а также от стороны, на которой находится лошадь (правые и левые лошади в паре). 

Ансамбль парадного экипажа, конской упряжи и парадной ливреи представляет собой впечатляющий художественный комплекс, требующий для демонстрации помещения значительной площади. Хочется надеяться, что в будущем такая возможность будет найдена, и мы сможем ощутить тот восторг, который в прошлом вызывал коронационный поезд российских монархов.


[1] О сделании и исправлении по Высочайшему повелению парадных карет к Высочайшей коронации вольными. мастерами. 1856 г. (РГИА. Ф. 477. Оп. 7. Д. 1742).

[2] О вещах, изготовленных к коронации. 1856 г. (РГИА. Ф. 472. Оп. 9. Д. 106. Л. 8).

[3] Подробно о этих мастерских рассказано в статье автора «Конный транспорт. 
Поставщики Российского Императорского двора». https://tzar.ru/science/curatorsarchive/horse_transport

[4] Шатилова Л. И. «О богатом осьмерике шор…». История создания парадного восьмерика из собрания Государственного Эрмитажа // Сообщения Государственного Эрмитажа LXXVII. 2019. C. 78.

[5]Упряжь поступила в Екатерининский дворец-музей по акту от 07.05.1928 из Государственного Эрмитажа (согласно записям из инвентарной описи № 100). 

[6] Бредихина И. И., Воробьёв М. В. К вопросу атрибуции и составе комплекта парадной шорной упряжи 1856 года // Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков. Материалы III научно-практической конференции 29–31 октября 2013 г. М., 2015.

[7] Цуг (от нем. «Zug» — «вереница») — способ запряжки лошадей по одной или парами друг за другом. 

[8] Гуревич Д. Я. Справочник по конному спорту. М., 2000. С. 229.

[9] 17 апреля 1932 г. форейторские седла были исключены из музейной коллекции по акту № 177 от 17.04.1932.