Перейти к основному содержанию

И. И. Бредихина
научный сотрудник,
хранитель музейной коллекции «Сбруя. Кареты»

Среди собрания экипажей Российского императорского двора особенное место занимает красочная упряжь для ослика, изготовленная в Палермо (о. Сицилия) для цесаревича Алексея. Она не относится к роскошным предметам придворного церемониала или элегантным средствам передвижения высокопоставленных владельцев. Этот образец народного творчества с далекого средиземноморского острова интересен не только своим диковинным обликом, но и тем, что история его появления в России связана с заключением одного политического союза.

Красочную упряжь для ослика в комплекте с расписной повозкой подарил в 1909 г. для наследника цесаревича Алексея Николаевича король Италии Виктор Эммануил III [1] во время визита императора Николая II в Италию. 

Согласно первоначальному плану в Италию была приглашена вся российская императорская семья в рамках частного визита. Однако, то ли ввиду объявленной болезни цесаревича и Александры Федоровны, то ли из-за опасений нападения Николай II в Италию отправился один, проделав часть пути морским путем на яхте «Штандарт». До Рима он доехал по железной дороге, особо охранявшейся из-за полученных угроз от итальянских террористов в адрес русского царя[2].

Этот визит имел важное значение для обеих стран. Именно тогда, 11 (24) октября 1909 г., в королевской загородной резиденции Раккониджи недалеко от Турина, было подписано секретное русско-итальянское соглашение. Фактически был заключен союз России и Италии о взаимном соблюдении интересов на Балканах, направленный против Турции и Австрии, получивший название «сделка в Раккониджи». 

Замок Раккониджи стал одной из загородных резиденций итальянских монархов Савойского дома с начала XIX в. и ныне охраняется ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия. Здесь жила семья и последнего итальянского короля, дух присутствия которой сохраняется в резиденции до сих пор. В Раккониджи несколько дней провел и Николай II, для которого даже был построен парковый павильон, названный «Русской дачей». 

По всей видимости, комплект из тележки и упряжи для ослика, заказанный в мастерской Errico Melendez (Палермо), был передан именно в Раккониджи: сохранилась фотография, запечатлевшая прогулку четверых детей итальянского короля в этой тележке в парке резиденции. Видимо, эти яркие, совершенно сказочные «игрушечные» вещи не могли оставить равнодушными семью итальянского монарха. 

В Россию подарок прибыл на яхте «Штандарт». В фондах РГИА сохранился документ, в котором сообщается о поступлении «в Упряжное отделение прибывшего в Ливадию из Италии «осла мышастой масти с расшитой сбруей с султаном и двухколесной расписной тележкой». Тогда же, в Ливадии, была сделана фотография, запечатлевшая наследника с осликом. По прибытии в Санкт-Петербург в январе 1910 г. ослик был передан «в Отделение августейших детей, тележка в Экипажное отделение, а сбруя, состоящая из одиночки лямкою, суголовья с султаном из цветных перьев, веревочными поводьями, седелки со шлеей, на седелке султан из цветных перьев, без постромок, по коже вся упряжь обшита красным сукном с отделкой фольгой и мелкими бубенчиками… в Хозяйственную часть…»[3].

Яркий подарок, пестрящий колокольчиками, зеркальцами, султанами из перьев и украшениями в виде разноцветных помпончиков, является образцом традиционной сицилийской упряжи для праздничных повозок, «carretto Siciliano». В каждой области Сицилии существует своя манера оформления таких повозок. Тележка украшалась вырезанными и ярко раскрашенными сценами из сицилийской истории, сказок и поэм; упряжь лошади или ослика была такой же красочной и насыщенной деталями. До сих пор в цветовой гамме чаще всего преобладают сочетания желтого, зеленого и красного — цветов флага Палермо, столицы Сицилии. Традиция была привнесена еще во времена Древней Греции, претерпела значительное арабское влияние и стала наиболее популярна в первой четверти ХХ в.

После расформирования Придворно-конюшенной части повозка с упряжью в ноябре 1927 г. были переданы в Детскосельские дворцы-музеи[4]. К сожалению, до наших дней сохранилась лишь упряжь; тележка была утрачена в годы Великой Отечественной войны, но в учетной документации музея осталось ее описание: «…четырехсторонняя, с одной осью, украшена резьбой и росписью; дно коляски поддерживают маски; края дна волнообразные, окрашены в красный, зеленый и синий цвета; стенки коляски поддерживаются восемью орнаментированными боковыми колонками, на задней стенке изображены конная и пешие фигуры, на левой боковой стенке надписи: «Sutrata di Rugiero in Pasurmo», «Se Vescowo Benedixe la Raudiera», «Rugiero riceve i prigiomer», «Coronatione di Rugiero»[5]; под сидением веревочная сеть; все части скреплены металлическими гайками и шайбами, оглобли спереди обвиты кожей с кольцом для упряжи. Колеса расписные, с резными орнаментированными спицами и резным ободом, стянутым массивным обручем»[6]. Судя по надписям, сюжетом изображений стали сцены из жизни короля Роже́ра II[7], основателя и первого короля Сицилийского королевства.

Интересно, что когда в следующем году королева Италии Елена высказала желание получить «точный рисунок» линеек[8], которые она видела в России при Высочайшем дворе, чтобы изготовить экипаж для катания детей в парке Раккониджи, «…Государю Императору благоугодно было повелеть, чтобы подобная линейка был послана от Высочайшего Имени в дар»[9]. Таким образом император ответил на подарок с итальянской стороны.

Заказ был немедленно исполнен на придворной фабрике Ив. Брейтигама и осенью 1910 г. доставлен в Раккониджи. Особо отмечалось, что «королева желала бы иметь линейку малого образца, низкую, с хорошо покрытыми крыльями колесами во избежание несчастных случаев с детьми»[10]. Этот экипаж прекрасно сохранился и находится в собрании замка Кастельпорзиано (Рим), в президентской коллекции республики Италия; история его появления также связывается с подписанием соглашения 1909 г.[11]

Упряжь для ослика, поднесенная в дар последнему наследнику российского престола, постоянно привлекает внимание посетителей на различных выставках, в том числе зарубежных. ГМЗ «Царское Село» надеется, что уникальный предмет вскоре займет свое место на экспозиции, которую планируется открыть в павильоне «Пенсионерная конюшня» как напоминание о тех животных, которым было суждено стать любимцами царской семьи. 


[1] Виктор Эммануил III (1869–1947), правил в 1900–1946 гг.

[2] Кейдан В. И. Русские в Италии. Из истории заговора накануне визита Николая II в Рим. // Запад-Восток. Научно-практический ежегодник. 2008. С. 59–65. 

[3] РГИА. Ф. 477. Оп. 4. Д. 425. Л. 5. 

[4] ГМЗ «Царское Село». Инв. № ЕД-88-IV. Опись № 100 экипажей и прочих принадлежностей Конюшенного музея. Л. 20.

[5] Две первые надписи перевести не удалось, вероятно, они написаны с ошибками. Две последующие можно перевести: «Рожер принимает заключенных», «Коронация Рожера».

[6] Инвентарная книга № 32. Е-28264, E-28265, E-28266.

[7] Рожер II (1095–1154), Палермо, король с 1130 г.

[8] Линейка – старинный конный пассажирский экипаж с продольной перегородкой, в котором пассажиры сидят двумя рядами спиной друг к другу, боком к направлению движения.

[9] РГИА. Ф. 477. Оп. 11. Д. 773. О линейке для королевы Италии. Л. 1.

[10] Там же.

[11] Carrozze regali. Cortei di gala di papi, principi e re. 2013. С. 172.