Перейти к основному содержанию
12.12.2019

12 декабря в музее-заповеднике «Царское Село» открылась для посетителей выставка «При свете восковых свечей». Экспозиция, посвященная художнику Михаилу Кирсанову, разместилась в музее «Россия в Великой войне» в Ратной палате. 28 сентября 2019 года исполнилось 130 лет со дня рождения живописца. В 1915-м он писал портреты Георгиевских кавалеров, до наших дней дошли 14 изображений. На торжественное открытие выставки в Ратной палате приезжали внучка художника Ольга Кирсанова, а также Наталья Федорова – внучка его друга, живописца Ивана Нефедова, изображенного на одном из портретов.

На выставке впервые представлены работы художника из коллекции музея-заповедника «Царское Село» – «Царицыно место при свете восковых свечей», «Вид от алтаря на входную дверь», «Погребение Христа в нижнем Пещерном храме Феодоровского собора», «Богослужение в Феодоровском соборе в присутствии Николая II». 

Среди экспонатов – портрет Георгиевского кавалера, подпрапорщика 71-го пехотного Белевского полка Егора Озерова из фондов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Это один из портретов Георгиевских кавалеров, созданных Кирсановым и сохранившихся до наших дней. 

Среди личных предметов и работ Михаила Кирсанова на выставке можно увидеть портрет Ивана Нефедова (1887 – 1976). Дружба художников началась еще в Московском училище живописи. Иван Нефедов со слов Михаила Кирсанова записал его биографию. Эти печатные листы истории жизни художника и портрет для выставки предоставила внучка Нефедова Наталья Федорова.

Михаил Герасимович Кирсанов (1889, Рязанская область – 1958, Звенигород) в 13 лет был принят на содержание в дом Виктора Васнецова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1906 – 1913) у Аполлинария Васнецова, Алексея Корина, Константина Коровина; посещал портретный класс Валентина Серова; был Третьяковским стипендиатом.

По окончании училища, получив звание художника I степени, поселился в Санкт-Петербурге, где в 1912-1914 годах состоял в Художественно-артистической ассоциации города. Ее создали учащиеся художественных училищ, чтобы объединить молодых художников. Благодаря документам семейного архива, которые сохранила внучка художника Ольга Кирсанова, становится известным, что «…в 1914 году, по рекомендации В.М. Васнецова, живописец был приглашен в качестве штатного художника в Министерство Двора в Петербурге, где числился до Февральской революции 1917 года».

С 1914 года художник работал над созданием парадного альбома «Феодоровский Государев Собор в Царском Селе», издание которого планировали к празднованию 300-летия Дома Романовых. Во время этой работы Михаил Кирсанов общался с выдающимися живописцами того времени. 

Окончание строительства ансамбля Феодоровского собора совпало с началом Первой мировой войны, на смену которой пришли революционные катаклизмы. На картинах Кирсанова можно увидеть характерные приметы военного времени: в соборе молятся раненые солдаты и офицеры, работают сестры милосердия.

Произведения Михаила Кирсанова узнаваемы по манере письма мелкими мазками и своеобразному колориту.

С началом Первой мировой войны в Ратной палате по предложению князя Михаила Путятина, одобренному Николаем II, решили устроить галерею портретов Георгиевских кавалеров. В 1915 году над портретами работали Михаил Кирсанов, Сергей Девяткин, Владимир Поярков, Иван Стреблов. Они писали портреты по фотографиям геройски отличившихся в боях солдат и офицеров. Всего был исполнен 151 погрудный портрет. Среди них сохранились до наших дней 14 портретов кисти Кирсанова. 

После революции 1917 года Михаил Кирсанов предпочел уехать к себе на родину, в Рязанский край. Затем поселился в Звенигороде, где много и плодотворно работал: преподавал, писал портреты и пейзажи. В 1950–60-е копировал в Москве шедевры европейской живописи из собрания Дрезденской галереи перед их возвращением на историческое место.