Сегодня мы расскажем о том, как воссоздавалось текстильное убранство Опочивальни (Спальни) – одного из личных покоев императрицы Александры Федоровны в Александровском дворце.
Особенность убранства этого помещения – насыщенное использование одной и той же ткани: стены и мебель обиты чинцем с узором в виде венков из мелких розовых цветов и лент, изготовленным по специальному заказу на английской мануфактуре Hindley. Из того же материала выполнены оконные и дверные портьеры и занавеси алькова.
Фирма «Charles Hindley & Sons» существовала с начала XIX века. В 1909 году предприятие объявило о банкротстве и дважды было перепродано. Последние сведения о мануфактуре Hindley отмечены 1921 годом, когда предприятие прекратило свое существование. Поэтому, к сожалению, надежды музея найти в Великобритании «исторического» изготовителя не оправдались.
С конца XIX века термин «чинц» применяют для описания хлопчатобумажной декоративной ткани полотняного переплетения – как правило, с крупным растительным рисунком и с глянцевой отделкой лицевой стороны. Такая ткань подходила главным образом для отделки интерьера.
Чинц, наряду с невощеным ситцем, активно использовался в декоративном оформлении Александровского дворца – в отделке Опочивальни и в комнатах Детской половины.
Прямым аналогом для воспроизведения рисунка и фактуры вновь изготавливаемой ткани послужил образец чинца, находящийся в коллекции музея. Важно было добиться точного соответствия цветового решения и степени вощения.
Воссоздание текстильного убранства Опочивальни (драпировок алькова, дверей и окон) основывалось на образцах сохранившихся элементов. Так, воспроизвести характер кроя оконных и дверных портьер и элементов драпировки алькова стало возможным благодаря подлинным предметам драпировки Опочивальни, хранящимся в фондах музея-заповедника «Павловск». Кроме того, при работе над проектом драпировок мастера опирались на многочисленные дореволюционные и довоенные фотографии.
При воссоздании подкладочной ткани и кружева для отделки стен и потолка внутри алькова, а также басонных изделий были использованы аналогичные по времени изготовления исторические образцы. При воссоздании цветового решения басонных изделий и коврового покрытия главным ориентиром служила цветовая палитра чинца. Образцом степени высоты ворса и плотности структуры основы коврового покрытия послужили фрагменты исторических ковровых покрытий залов Александровского дворца.
Ткани, басонные изделия и ковровое покрытие изготовили специалисты ООО «Мастерские по реставрации памятников старины “Ренессанс”» (Санкт-Петербург). Изготовлением и развеской портьер, маркиз и драпировок для алькова – мастера компании «Ле Люкс» (Санкт-Петербург).
Работа над воссозданием тканевого убранства Опочивальни – от эскизного проекта до реализации в материале – продолжалась более двух лет.