Перейти к основному содержанию
09.12.2020

Сиреневый кабинет Александровского дворца (комната «mauve» – фр., лиловый, сиреневый) был любимым местом отдыха императорской семьи и их гостей. В Сиреневом кабинете императрица Александра Федоровна, часто вместе с Николаем II, читала книги, музицировала, на кушетке занималась рукоделием, за круглым столом – пила чай. Зимой кабинет украшали букетами душистой белой сирени, раннее цветение которой обеспечивали сотрудники императорских оранжерей. 

Отделку Сиреневого кабинета, входившего в личные покои императрицы, выполнили в короткий срок. Кондиции на работы опубликовали в газете «Санкт-Петербургские ведомости» 24 июня 1895 года, а работы завершили уже спустя два с половиной месяца.

По высочайше утвержденным рисункам на фабрике «Ф. Мельцер и Кº» изготовили комплект мебели, состоявший из встроенных предметов и гарнитура, двух плато (жардиньерки) для растений, панелей декоративных резных элементов для корпуса пианино фабрики «Я. Беккер». 

Почти все предметы мебельного убранства этого кабинета погибли в годы Великой Отечественной войны.

Сотрудники Научно-фондового отдела музея-заповедника проделали большую подготовительную и исследовательскую работу, обнаружили архивные документы и фотографии, которые использовали для проекта воссоздания мебельного убранства кабинета.

 На фотографиях из собрания музея и на снимках из альбомов исторической коллекции Александровского дворца (сейчас они хранятся в Государственном архиве Российской Федерации) предметы мебельного гарнитура видны с разных ракурсов, поэтому удалось достоверно воссоздать конструктивные элементы и детали отделки. 

- Следует обратить внимание, что отдельного изучения потребовал вопрос окраски панелей, дверей и мебели кабинета. В цветовом решении панелей использовались два оттенка, это видно на исторических фотографиях и подтверждается архивными сведениями из смет дворцовых мастерских. Найденный в архиве рецепт с указанием материалов окраски и их пропорциональных соотношений помог определить современный аналог и применить его при окраске мебели Сиреневого кабинета в два тона, – говорит старший научный сотрудник музея-заповедника Анна Тарханова, принимавшая активное участие в работе над воссозданием интерьера. 

Помощь в решении этого вопроса оказал и единственный подлинный предмет из кабинета императрицы – письменный стол, поступивший в собрании музея-заповедника в 1999 году. Во время Великой Отечественной войны предмет не был эвакуирован. В плачевном состоянии его нашел после войны на территории парка бывший хранитель Александровского дворца Анатолий Михайлович Кучумов. В 2018 году произвели пробные расчистки красочного слоя стола, определили первоначальный цвет его отделки и на основании этого приняли решение о цветовой гамме панелей, встроенной мебели и дверей Сиреневого кабинета. В 2020-м мастера Царскосельской янтарной мастерской реставрировали стол и воссоздали утраченные детали, известные по описанию и иконографии.

Работы по воссозданию мягкой и корпусной мебели Сиреневого кабинета также выполняют специалисты Царскосельской янтарной мастерской (директор Борис Игдалов) в соответствии с проектной документацией, разработанной в 2019–2020 годах Архитектурным бюро «Студия 44».

Для обивки мебельного гарнитура ткани, аграмант, бахрома и кисти были воссозданы по историческим образцам, которые хранятся в музеях-заповедниках «Царское Село» и «Павловск». При восстановлении тканей технологи руководствовались проектным решением, выполненным музеем-заповедником совместно с «Мастерскими по реставрации памятников старины “Ренессанс”» на основе аналогов и иконографии, которые представил музей. Анализ волокон ткани, типа нитей, их колорита и способа плетения полотна, а также само изготовление тканей осуществили специалисты известной итальянской фабрики «RUBELLI». На английском предприятии «Tassel & Trim» и польском «Re Kon Art» были сделаны басонные изделия. Процесс заказа, изготовления и доставки этих элементов декора кабинета курировал Януш Шиманяк, директор «Мастерских по реставрации памятников старины “Ренессанс”».