Перейти к основному содержанию
28.05.2022

28 мая 1752 года – 270 лет назад – итальянский художник Джузеппе Валериани получил следующее предписание: «Господин живописный мастер Валериан! При Царском Селе в Армитаже надлежит Вам написать восемь картин самою чистою живописною работаю в восемь сделанных десюдепортов, а какие изображения должны быть на этих картинах, о том нам [должно] согласиться с обер-архитектором Растреллием».

А начиналось все так. В 1744 году посреди расположенной за Рыбным каналом Дикой рощи заложили павильон «Эрмитаж». Это здание возводилось одновременно с Екатерининским дворцом (1744–1756) по проекту Михаила Земцова, Саввы Чевакинского и Франческо Растрелли. Первоначально павильон окружал четырехугольный Эрмитажный канал, через который были перекинуты два подъемных мостика – «небольших, самых легких и невысоких». Таким образом, Эрмитаж оказался на островке и стал в полном смысле местом уединения, оправдывая свое французское название. 

Фасады павильона украшали тридцать два гипсовых барельефа работы скульптора Иоганна Дункера. Первоначально они были вызолочены, но в 1789 году весь лепной и скульптурный декор экстерьера Эрмитажа окрасили. Зал и кабинеты павильона изобиловали зеркалами, золоченой деревянной резьбой и живописью.

Живописные плафоны и десюдепорты были исполнены итальянскими художниками Джузеппе Валериани и Антонио Перезинотти. Назначение Большого зала определено сюжетом живописного плафона Валериани «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и украшенному роскошной посудой столу», представляющего собой аллегорию царствования Петра I и Екатерины I. В центре верхней части композиции представлены амуры, поддерживающие шатер над покрытым белой скатертью и уставленным золочеными сосудами столом. Спиной к столу обращены Юпитер и Юнона, по другую его сторону, справа, видна Геба с золочеными сосудами. К верховным богам подлетают Аполлон и Диана, ниже сидят Плутон с ключом в руках, сопутствуемый Цербером, Прозерпина и Амфитрита, Галатея и Нептун с трезубцем. Еще ниже располагаются Церера и Бахус в венке с тирсом, обвитым виноградом, слева от них – Венера, Марс и Флора. За происходящим подглядывает Вулкан. В левой части изображены Геракл в львиной шкуре, с дубинкой в руках, летящий Меркурий, указывающий ему на стол, за ними – полуфигуры Юноны и Плутона с косой.

Галереи соединяют Большой зал с четырьмя миниатюрными кабинетами, в живописном убранстве которых (художник Антонио Перезинотти) продолжена тематика росписей главного интерьера Эрмитажа. В кабинетах на плафонах мы видим аллегории времен года в виде амуров с традиционными атрибутами: гроздьями винограда, цветами и снопами пшеницы.

Павильон был оборудован по последнему слову техники того времени. Новшеством были заранее сервированные столы, их приводили в движение специальные подъёмные механизмы, что позволяло во время приемов обходиться без прислуги.

Впервые императрица Елизавета Петровна обедала здесь 31 июля 1756 года. Обстановка церемонии поражала своей торжественностью: во время «пития Высочайших здравия» палили из пушек, столы переменяли три раза, под окнами Эрмитажа играли на валторнах музыканты.

Посетить павильон можно в летний сезон, который для парковых павильонов обычно начинается во второй декаде июня.