Перейти к основному содержанию
10.10.2023

10 октября в Российском культурном центре в Пекине подписано трехстороннее соглашение между музеем-заповедником «Царское Село», Пекинской художественной компанией «Синьсинши» и Фондом поддержки социальных инициатив Газпрома. Предмет соглашения – воссоздание настенных лаковых панно для Китайского зала в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, где продолжается возрождение личных комнат Екатерины II. Их великолепное убранство было полностью утрачено во время Великой Отечественной войны. Эти работы проводятся в ходе масштабного реставрационного проекта «Екатерина II. Личное пространство», который стартовал в 2019 году. Его реализация стала возможна и проходит при поддержке ПАО «Газпром».

Соглашение подписали: директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова; председатель совета директоров Пекинской художественной компании «Синьсинши» Хань Цзямин; генеральный директор Фонда поддержки социальных инициатив Газпрома Владимир Приймак.

– Если бы еще десять лет назад нам, музейщикам, сказали, что будут восстановлены интерьеры Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, мы бы не поверили. Это казалось недостижимой мечтой, так как их великолепная отделка практически полностью уничтожена во время Великой Отечественной войны. Но благодаря многолетней поддержке компании «Газпром» мы стремительно приближаемся к исполнению этой мечты. Китайские лаковые панно XVIII века, которые украшали Китайский зал, были выполнены в традиционной национальной технике, эти секреты из поколения в поколения передавали китайские мастера. Поэтому мы бесконечно счастливы, что их воссозданием будут заниматься специалисты Пекинской художественной компании «Синьсинши». Это очередное подтверждение того, что культура и музеи – мощная сила, объединяющая разные институции и разные страны, – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Личные апартаменты императрицы Екатерины II в Екатерининском дворце – шедевр эпохи классицизма конца XVIII века, созданный Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги. Отделку восьми интерьеров – Китайского и Купольного залов, Синего (Табакерки), Серебряного и Зеркального кабинетов, Опочивальни, Рафаэлевской и Туалетной комнат спустя два с половиной века после их создания возрождают российские реставраторы. В нескольких интерьерах мастера вышли на финальный этап установки воссозданных элементов художественного декора.

Китайский зал – самый большой по площади среди личных покоев императрицы в Зубовском флигеле, его стены украшали лаковые панно. Реставрационный совет музея обратился к китайским специалистам, которые не утратили секреты традиционных технологий.

По предоставленным музеем аналогам – сохранившимся панно XVIII века из Китайского театра – компания «Синьсинши» изготовила в 2022 году в традиционной технике китайской лаковой живописи два панно. Одно – в технике «куанцай»: панно полихромного резного лака или, как его называли в Европе, коромандельского лака. Второе – в технике «мяоцзинь»: чёрного лака с росписью золотым.

Проект осуществлялся под руководством и контролем руководителя отделения «Искусство лака» Института искусства Университета Цинхуа (Пекин), заместителя председателя Комитета по лаковой живописи Союза художников Китая, профессора Чэн Сянцзюня и начальника и научного исследователя лаборатории реставрации лаковых изделий научно-технического департамента охраны памятников культуры Музея Гугун (Пекин) Минь Цзюйжуна.

Реставрационный совет музея-заповедника «Царское Село», из-за пандемии следивший за процессом изготовления панно по видеоматериалам, принял выполненную работу. На основании пилотных образцов было принято решение заказать изготовление всех настенных лаковых панелей Китайского зала (всего – 155) китайским мастерам. По оценкам китайской стороны, для этой работы потребуется 700 дней.

Китайский зал – самый большой среди личных покоев императрицы в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Он представлял собой своеобразный музей, где были собраны уникальные коллекции из китайских, японских и монгольских предметов искусства из лака, фарфора, металла, дерева и кости. Модную китайскую тему автор интерьера Камерон интерпретировал, используя в украшении зала как подлинные предметы восточного искусства, так и изделия в стиле «шинуазри»: камин, мебель, осветительные приборы были выполнены по его проекту. Стены Китайского зала украшали лаковые панно из Китая. В середине XIX века архитектор Ипполит Монигетти изменил архитектурное убранство зала, сохранив при этом наиболее интересные экспонаты – покрытые тонкой резьбой ручной работы коробочки и вазы красного пекинского лака; шахматы из слоновой кости; фарфоровые блюда и вазы; нюхательные флаконы из хрусталя и нефрита; фигурки божков из цветных камней. Вдоль стен были расставлены живые растения и цветы. В Китайском зале статс-секретари ожидали приёма императрицы, чаще всего она принимала в Серебряном кабинете.

Во время посещения данного сайта, ГМЗ "Царское Село" может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.