Перейти к основному содержанию

Материал подготовили
Т.С. Андреева, В.А. Векшин

История Государевой Ратной палаты началась летом 1911 г. в дни работы Царскосельской юбилейной выставки, приуроченной к празднованию 200-летия императорской резиденции. В связи с этой датой Елена Андреевна Третьякова (вдова известного мецената и собирателя С. М. Третьякова, родного брата основателя Третьяковской галереи П. М. Третьякова) преподнесла в дар императору Николаю II большую коллекцию гравюр, иллюстрирующих войны, которые вела Россия на протяжении своей истории. Помимо гравюр в коллекцию Е. А. Третьяковой входили картины, акварели, иконы, лубки, карты, исторические документы, литературные памятники, фарфор с изображением военных сцен, а также образцы оружия предшествующих эпох.

Преподнесенная Е. А. Третьяковой коллекция частично была передана для временного хранения в императорскую библиотеку, частично – в Царскосельское дворцовое управление. Летом 1912 г. Особым Совещанием при императоре Николае II для хранения этих материалов и приумножения коллекции решено было создать музей истории русских войн, построив для него специальное здание, получившее название «Палата-хранилище собрания “Войны России”».

Средства на строительство и содержание здания также пожертвовала сама Е. А. Третьякова.

Строительство Ратной палаты

В сентябре 1912 г. был учрежден Строительный совет для постройки здания музея. Строителем и автором проекта был выбран молодой архитектор С. Ю. Сидорчук (1882–1932), поступивший на службу в Царскосельское дворцовое управление в 1909 г. и успевший к этому времени хорошо зарекомендовать себя при подготовке Царскосельской юбилейной выставки, строительстве Дворцового госпиталя, а также в работах в царскосельских парках.

Предложение Е. А. Третьяковой построить Палату в формах древнего каменного новгородского зодчества объяснялось принадлежностью Царского Села в древности к Вотьской пятине Новгородской земли и было поддержано Николаем II.

Силуэт и отделка здания Ратной палаты передают суровую простоту и лаконичность средневековой архитектуры псковско-новгородской земли, однако сомкнутость объемов и декоративность галерей, имитирующих стены детинца с окнами-бойницами, и их небольшой размер выдают стилизацию, примененную архитектором при проектировании здания.

Император сам выбрал место и определил дату закладки Палаты-хранилища – 3 мая 1913 г.

К концу 1913 г. относятся первые сведения о производстве «лепных и скульптурных работ» А. С. Нечаевым. На начало 1914 г. приходятся сметы на работы по внутренней отделке здания и заказы на изготовление окон, дверей и решеток по проектам С. Ю. Сидорчука.

Интересен факт привлечения В. М. Васнецова как «художественного консультанта» при строительстве и оформлении Ратной палаты.

Здание будущего музея было спроектировано и оборудовано по последнему слову техники: по проекту предполагалось электрическое освещение и калориферное отопление. Московской фабрике церковной утвари предприятия «И. П. Оловянишникова сыновья» были заказаны осветительные приборы, ручки для дверей и приборы для окон.

После завершения первого этапа строительных работ в начале весны 1914 г. часть предметов из коллекции, поднесенной императору, была размещена в здании Палаты-хранилища.

Создание музея

Начавшаяся Первая мировая война повлияла на ход строительных работ в Ратной палате. В первые дни войны Строительный комитет получил высочайшие указания о временном приспособлении возводимого здания под лазарет для раненых воинов. Однако в Ратной палате лазарет организован не был из-за затянувшихся строительных работ.

Вскоре после начала военных действий было принято решение о включении в состав будущего музея раздела, посвященного текущей войне. Поскольку первоначальный проект предполагал постройку помещений только для хранения коллекции Е. А. Третьяковой, было принято решение о расширении здания, которое с ноября 1914 г. стало официально именоваться Государевой Ратной палатой.

В комплекс Ратной палаты входили трехэтажная башня и большой двухэтажный корпус, к которому примыкала галерея, соединявшая этот корпус с Образной башней, от которой, в свою очередь, отходила следующая галерея, предназначавшаяся для хранения коллекции и ведущая в шестигранную башню, из которой лестничный переход вел во второй этаж корпуса. Три башни и большой двухэтажный корпус, соединенные между собой галереями-переходами, образующими замкнутый двор, создавали завершенный комплекс. К шестигранной башне примыкала еще одна галерея, в которой были размещены портреты георгиевских кавалеров. Завершала композицию большая круглая башня, служившая для хранения крупногабаритных экспонатов – трофеев начавшейся войны.

Коллекция строящегося музея постоянно пополнялась: больше всего военными трофеями с фронта, а также иконами, живописными произведениями и периодическими изданиями, приобретаемыми специально для библиотеки Ратной палаты.

В конце весны 1915 г. начинается роспись сводов в интерьерах Ратной палаты. Выполнял живописные работы художник Н. П. Пашков, стоявший во главе московской художественно-декоративной мастерской “Наследники П. П. Пашкова”. Художнику предлагалось осуществить роспись интерьеров «орнаментами и символическими и историческими изображениями в русском стиле».

Внутреннее убранство Ратной палаты предполагало изготовление осветительных приборов, дверей, решеток лестниц, оконных заполнений, мебели в древнерусском стиле.

Галерея георгиевских кавалеров

30 сентября 1915 г. начальник Царскосельского дворцового управления князь М. С. Путятин обратился к императору Николаю II с всеподданнейшей запиской, в которой обосновывалась необходимость создания Георгиевской галереи: «Не касаясь пока вопроса о составлении портретных галерей участников войны, принадлежащих к высшему командному составу армий и флотов, что вероятно явится предметом забот офицерских собраний, – настоящая записка имеет целью выяснение возможности составить собрание портретов особо отличившихся нижних чинов – Георгиевских кавалеров высших степеней, и эти портреты могли бы составить особую галерею в предназначенной для хранения трофеев войны 1914–1915 гг. части здания Государевой Ратной палаты. Увековечивание имен и подвигов наших героев, таким образом, могло бы иметь большое воспитательное значение, как для воинских команд, так и для подрастающей молодежи, а также служило бы нравственным удовлетворением и утешением семьям и населению тех деревень, которые были Родиной воинов, положивших свои головы за Веру, Царя и Отечество».

Предложение князя Путятина было поддержано, и для создания портретов Георгиевских кавалеров были привлечены художники В. А. Поярков, И. Б. Стреблов, М. Г. Кирсанов, С. Е. Девяткин, писавшие портреты с натуры или по фотографиям и описаниям, присланным с фронта, для дальнейшего их размещения в специально отведенной галерее Ратной палаты.

До наших дней сохранилось 58 портретов Георгиевской галереи Ратной палаты, которые находятся в собраниях Государственного исторического музея, Военно-медицинского музея и Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Закрытие музея

Отделочные работы в Ратной палате велись вплоть до революционных событий 1917 г. Новой властью было принято решение о переименовании Государевой Ратной палаты в «Народный музей Великой войны 1914–1917 гг.».

В январе 1918 г. хранитель Ратной палаты К. Н. Надежин, доводил до сведения новой власти информацию о состоянии музея: помещения и двор загромождены военными трофеями, ценное собрание Е. А. Третьяковой и предметы художественной отделки здания требуют ухода и охраны.

В годы Гражданской войны часть собранной в Ратной палате коллекции военных трофеев вновь превратилась в действующее оружие. Провозглашение Первой мировой войны империалистической и братоубийственной повлекло за собой расформирование коллекции, собранной в Ратной палате, между музеями и архивами Москвы и Петрограда.

Здание музея в 1920-е гг. было передано Агрономическому институту под клуб и ректорат.

Во время Великой Отечественной вой­ны Ратная палата, расположенная практически на переднем крае обороны, серьезно пострадала от артобстрелов. В первой половине 1970-х гг. началось восстановление здания, в котором разместились реставрационные мастерские. В это же время были проведены перепланировки, частично исказившие внутренний облик здания.

Реставрация

В 2001 г. Ратная палата получила статус объекта культурного наследия федерального значения, а в 2008 была передана Государственному музею-заповеднику «Царское Село».

В связи с историческим назначением памятника было принято решение о создании в Ратной палате музея, посвященного Первой мировой войне.

В 2010–2011 гг. НИИ «Спецпроектреставрация» разработал проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Ратной палаты для музейного использования.

В 2011 г. ООО «Ресстрой» были начаты работы по возрождению Ратной палаты. К открытию музея, приуроченному к 100-летней годовщине начала Первой мировой войны, реализованы масштабные работы: реставрация фасадов, восстановление исторической планировки помещений, реставрация центрального зала, галерей и башен на основе проекта архитектора С. Ю. Сидорчука, консервация монументально-декоративной живописи, реставрация и ремонт сохранившихся лестниц, столярных заполнений, декоративных решеток и полов.

С. Ю. Сидорчук

Семен Юлианович Сидорчук родился 1 сентября 1882 г. в городе Кобрин Гродненской губернии. Учился в Петербургском институте гражданских инженеров. В 1907 г. окончил институт с золотой медалью. С 1909 г. работал в Дворцовом управлении Царского Села и уездной земской управе.

В Царском Селе по его проектам были построены стрельбище для Лейб-гвардии Гусарского полка, очистная биологическая станция  (совместно с С. А. Данини) и другие здания. В 1910–1911 гг. С. Ю. Сидорчук состоял в Комитете по организации Царскосельской юбилейной выставки.

В 1913–1917 гг. по указу императора Николая II Сидорчук сооружает здание Государевой Ратной палаты для музея истории русских войн (после начала Первой мировой войны – музея Великой войны). В 1915 г. по его проекту была возведена деревянная церковь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» на Братском кладбище павших в годы Первой мировой войны (разобрана в 1938 г.). Во время войны по его проектам строятся армейские казармы и военные госпитали. С 1919 г. жил и работал в Польше. Умер в 1932 г.

Е. А. Третьякова

Елена Андреевна Третьякова (урожд. Матвеева), коллекционер, меценат. Родилась в 1846 г. (?) В 1868 г. вышла замуж за Сергея Михайловича Третьякова (1834–1892), брата основателя Третьяковской галереи П. М. Третьякова. После смерти мужа жила в Санкт-Петербурге, занималась коллекционированием. Вплоть до 1917 г. владела двумя доходными домами (Английская наб., д. 42 и Галерная ул., д. 43).

В 1911 г. Е. А. Третьякова преподнесла в дар императору Николаю II свое собрание картин, икон, оружия и исторических документов, иллюстрирующих военную историю России с древнейших времен. Опись собрания насчитывала около 1 300 предметов, часть из которых экспонировалась в павильоне «Эрмитаж» в рамках Царскосельской юбилейной выставки 1911 года. В 1912 г. Особым совещанием при императоре для хранения переданных Е. А. Третьяковой материалов было решено создать в Царском Селе музей истории русских войн, построив для него специальное здание, получившее в дальнейшем название «Государева Ратная палата». На сооружение палаты Е. А. Третьякова пожертвовала 200 тыс. руб., а на ее содержание и будущее пополнение экспонатами еще 100 тыс. руб.

В последующие годы Е. А. Третьякова продолжала пополнять на собственные средства собрание музея. Предметы доставлялись в Царское Село и выставлялись в залах Александровского дворца. После начала Первой мировой войны Е. А. Третьякова жертвует еще 65 тыс. руб. на пристройку к зданию Палаты специальной галереи для хранения военных трофеев. Осенью 1914 г. Е. А. Третьякова посещала театр военных действий для сбора военных трофеев с целью пополнения коллекции.

Горячо переживая за судьбу своего детища, она писала заведующему канцелярией императрицы графу Я. Н. Ростовцеву: «Музей и аудитория теперь нужны более, чем когда-либо и могли бы принести большую пользу… Вероятно, если не при моей жизни, то после и другие оценят мою идею и труды».