Перейти к основному содержанию
18.04.2022

18 апреля в Екатерининском дворце прошла презентация уникальной виртуальной версии Янтарной комнаты, созданной музеем при поддержке ПАО «Газпром». Разработчик контента – компания Stereoforma.

VR-версия Янтарной комнаты – точная интерактивная модель всемирно известного интерьера Екатерининского дворца, созданная в формате виртуальной реальности. Уникальность проекта заключается в сложности сохранения рисунка янтаря с учетом отражающих свойств камня.

Специальное оборудование позволяет рассмотреть интерьер Янтарной комнаты в мельчайших подробностях, приблизить предметы декоративно-прикладного искусства и элементы отделки, изучить флорентийские мозаики и резьбу. В отличие от посещения музея вживую, в виртуальном пространстве экспонаты можно трогать руками и рассматривать с максимально близкого расстояния, а также ознакомиться с интересной информацией об истории интерьера, техниках исполнения, материалах.

Над созданием VR-версии Янтарной комнаты трудились около года. Работа специалистов по трехмерному сканированию была особенно непростой, поскольку велась с самыми сложными поверхностями – отражающими, блестящими и прозрачными. Именно они составляют 70% объема Янтарной комнаты – зеркала, позолоченная резьба и полупрозрачный янтарь.

При создании VR-проекта был использован совмещенный подход для сохранения уникального рисунка янтаря и фотореалистичности объекта – фотограмметрическое сканирование с последующим ручным скульптингом объектов. Фактически специалисты повторили работу реставраторов, только они кропотливо работали не с камнем и деревом, а в 3D с каждым объектом.

Команда Stereoforma проделала огромную работу, воссоздав в виртуальной реальности существующий интерьер в столь высоком качестве. Как говорят создатели VR-версии, пока аналогов ей в мире не существует. Похожие проекты музеев в виртуальной реальности представлены в Версале и Смитсоновском музее естественной истории, но на данный момент они уступают VR-версии Янтарной комнаты по степени детализации.

Наличие виртуальной копии Янтарной комнаты, воссозданной во всех деталях, открывает новые возможности для жителей других регионов России. Уже в мае 2022 года, при поддержке Министерства культуры РФ, в составе выставки «Пётр I. Начало янтарного пути» шлемы виртуальной реальности, оснащённые контентом проекта, отправятся в тур по городам России – в Калининград, Воронеж и Псков. В будущем проект увидят жители отдаленных регионов, а также за рубежом. 

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»:

– Янтарная комната – наш главный бренд и главная цель приезда в Царское Село миллионов туристов со всего мира. Но для многих увидеть ее вживую – несбыточная мечта. Впервые мы всерьез задумались о создании VR-версии во время локдауна, когда музей был закрыт. Счастливы, что благодаря поддержке компании «Газпром» создана точная интерактивная модель, а благодаря Министерству культуры наша новорожденная виртуальная Янтарная комната уже в мае отправится в путешествие по российским городам в составе выставки «Петр I. Начало янтарного пути». Уверена, что в перспективе VR-версия объездит весь мир, потому что ее возможности безграничны.

Александр Воронко, директор Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ:

– Событие, на котором мы присутствуем сегодня – это настоящий праздник, причем праздник мирового масштаба. Потому что Царское Село – один из самых посещаемых музеев России, но далеко не каждый имеет возможность своими глазами увидеть это произведение искусства. Благодаря слаженной работе реставраторов, фотографов и операторов, специалистов по трёхмерному моделированию и цифровизации создан VR-проект – без таких изюминок юбилейный год, посвящённый 350-летию Петра Великого, был бы не полным. Множество людей в разных городах нашей страны смогут увидеть интерьер Янтарной комнаты, не посещая Петербург, – сначала VR-версия отправится в Калининград, уже летом – в Воронеж и Псков. Затем выставочный путь экспозиции будет продолжен в других городах России.

Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской:

– В 2003 году мы завершили работу над Янтарной комнатой. Каждый шаг этой кропотливой научной работы по воссозданию уникального интерьера был обоснован и мотивирован. Мы многому научились за эти годы. Большой сильный коллектив работал над проектом – специалисты Царскосельской янтарной мастерской, музея-заповедника «Царское Село», архитекторы, художники, камнерезы. Прошло почти двадцать лет, и мы видим, что жизнь идет вперед. И благодаря технологиям теперь оценить наш труд и легендарный интерьер могут те, у кого нет возможности посетить Царское Село.

Дмитрий Мачача, руководитель студии Stereoforma:

– С технологической точки зрения это был очень сложный проект, поскольку 70 процентов Янтарной комнаты состоит из поверхностей, наиболее сложных для сканирования и переноса в VR – полупрозрачных, зеркальных и позолоченных. Мы фактически повторили работу реставраторов, воссоздавших интерьеры, но проделали все это в виртуальном пространстве. Могу смело сказать, что на сегодняшний день это один из лучших в музейном мире интерьеров, воссозданных в VR. В перспективе это позволяет сделать его доступным по всему миру и даже подключать пользователей, находящихся в разных городах и странах к одному виртуальному пространству и проводить экскурсии онлайн.

Социально значимые проекты «Газпрома» в Санкт-Петербурге

Группа Газпром ведет в Санкт-Петербурге масштабную работу по комплексному благоустройству города, по поддержке и развитию культуры и искусства, массового и профессионального спорта, здравоохранения, науки. 

В частности, к 2022 году Группа Газпром приняла участие более чем в 220 благотворительных проектах.

К началу 2022 года по программе «Газпром – детям» в городе построено 37 современных спортивных объектов, включая спортивные комплексы, бассейны и катки.

В рамках программы по комплексному благоустройству Санкт-Петербурга реконструировано более 80 улиц, скверов, набережных и площадей, установлено свыше 16 тысяч уличных светильников.

Ведутся масштабные реставрационные проекты в крупнейших музейных комплексах. На средства «Газпрома» завершено воссоздание интерьеров Лионского зала, проведены восстановительные работы в церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село». С 2009 года «Газпром» является постоянным партнером ГМЗ «Петергоф» в восстановлении Китайского дворца в Ораниенбауме, к настоящему моменту отреставрированы двенадцать из семнадцати интерьеров дворца. 

Группа Газпром поддерживает масштабные выставочные и реставрационные проекты, в частности в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее. 

Реализация Группой Газпром социально значимых проектов позволяет создавать в Санкт-Петербурге комфортные условия городской среды для проживания и работы, увеличивает его привлекательность как туристического, культурного и образовательного центра, дает стимул для качественного роста экономики региона.

В 2021 году «Газпром» занял первое место в рейтинге социальной ответственности крупнейших российских компаний. Рейтинг составлен Институтом стратегических коммуникаций по итогам трех лет реализации компаниями общественных проектов в России. 

Янтарная комната

Воссозданная Янтарная комната – жемчужина царскосельской императорской резиденции – была открыта 31 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Петербурга. Восстановительные работы длились более 20 лет. Работы вели специалисты Царскосельской янтарной мастерской.

В 1717 года Петр I получил в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I «зело изрядный презент» – Янтарный кабинет. Этот шедевр – единственное в мире столь масштабное произведение из янтаря – находился в Зимнем дворце. По воле императрицы Елизаветы Петровны, занимавшейся обустройством летней резиденции, «диковину» доставили в Царское Село. При Екатерине II интерьер обрел завершенный исторический облик. В 1771 году впервые Янтарная комната предстала во всем блеске и великолепии.

Трагическая страница в истории уникального интерьера связана с Великой Отечественной войной. Снятые со стен, тщательно упакованные в ящики панели Янтарной комнаты вместе с другими произведениями искусства оккупанты отправили в Кенигсберг. Все последующие десятилетия, вплоть до сегодняшнего дня, судьба подлинной Янтарной комнаты остается загадкой.

В 1979 году Совет министров РСФСР принял постановление о воссоздании утраченного шедевра. Так было положено начало едва ли не самому дерзкому в реставрационной практике эксперименту. Сложный и долгий способ научной реконструкции, избранный реставраторами, позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик Янтарной комнаты. В результате в России появилась уникальная школа реставраторов, возродившая утраченные ремесла и технологии XVII-XVIII веков: художественной обработки янтаря и флорентийской мозаики. 

В XXI веке воссозданное «янтарное чудо» в Екатерининском дворце восхищает современников так же, как восхищало всех, кто видел подлинный интерьер.