Перейти к основному содержанию

Более двух веков регулярную часть Екатерининского парка украшают мраморные статуи и бюсты работы венецианских мастеров начала XVIII века Д. Бонаццы, П. Баратты, А. ди Тальяпьетры, Б. Модоло, Д. Дземиниани, Д. Дзордзони и А. Тарсиа.

Скульптура для украшения распланированного перед Екатерининским дворцом сада была привезена в Царское Село в середине XVIII века из Санкт-Петербурга, главным образом из Летнего сада, и происходила из собраний пластики, приобретенных в петровское время.

Статуи мифологических персонажей (Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и др.), аллегории (Воинская доблесть, Патриотизм, Мудрость, попирающая порок, Великолепие, Мир, времена года и месяцы), исполненные по заказу Петра I и его сподвижников для прославления побед России и для воспитания и образования подданных, приобрели сугубо декоративную роль в саду его дочери, императрицы Елизаветы Петровны.

В настоящее время скульптуру венецианских мастеров можно видеть у парадного и садового входов в Екатерининский дворец, а также на главной аллее Старого сада и в павильоне «Грот».

На Камероновой галерее, в портике Агатовых комнат, на Пандусе и на Висячем саду при Екатерине II были расставлены бронзовые бюсты и статуи — копии наиболее выдающихся по оценкам того времени античных скульптур, изготовленные в 1780–1790-х годах, в основном по моделям и слепкам, привезенным из Италии И. И. Шуваловым и Н. Б. Юсуповым. Отливка производилась в Императорской Академии художеств литейными мастерами Э. Гастклу и В. Б. Можаловым под руководством профессора скульптуры Ф. Г. Гордеева. Кроме того, в бронзе были скопированы аллегорические бюсты четырех стихий работы Л. С. Адана, «Гений смерти» А. Кановы, а также сделаны отливки портретов М. В. Ломоносова работы Ф. И. Шубина и английского политического деятеля Ч. Фокса работы Ч. Ноллекенса. Среди мифологических персонажей, античных полководцев, поэтов, философов и римских императоров Екатерина II поместила два портрета своих современников, почтив их, таким образом, особым вниманием. На Камероновой галерее установлены также бюсты, отлитые в 1790-е годы В. Екимовым по моделям К. Альбани.

В 1930-х годах в Собственном садике Екатерининского парка установили произведения русских скульпторов середины XIX столетия — В. П. Бродзского и П. П. Забелло, а также копию «Танцовщицы» А. Кановы.

Следует упомянуть об утратах времен Великой Отечественной войны. Тогда Царское Село лишилось колоссальных бронзовых скульптур: бюста императора Тита с Камероновой галереи, статуй Ниобеи с дочерью из Цветного садика и спящей Ариадны («Клеопатры») из грота под галереей, двух бронзовых статуй Екатерины II: одного из вариантов знаменитого микешинского памятника, стоявшего на главной аллее  Екатерининского парка и императрицы в образе Кибелы  работы Ж.Д. Рашетта, находившейся в павильоне «Грот».